Во сколько Украине обойдётся локдаун в январе?

10-12-2020, 01:12 0

Во сколько Украине обойдётся локдаун в январе?
Сразу после Рождества Украину ждёт новый жёсткий карантин. Как заявил украинский премьер Денис Шмыгаль, «зимние каникулы ради безопасности пройдут» с 8 по 24 января. На это время будет запрещена работа кафе, ресторанов и баров, магазинов непродовольственных товаров, кинотеатров, фитнес-клубов, спортзалов, театров и ТРЦ. Также отправят на дистанционку все учреждения образования, кроме детских садов, а общественный транспорт будет работать в прежнем режиме.

В какую сумму обойдутся «зимние каникулы» от правительства экономике страны, пока остаётся только гадать. Впрочем, даже без учёта грядущего локдауна экономическая ситуция неутешительная, и ограничения только усилят эту тенденцию.

«Последствия 2020 года для экономики Украины являются очень тяжёлыми. Вместо ожидаемого роста ВВП на 4,5 процента уходящий год принёс падение на 6 процентов. Разница между прогнозным и реальным показателем более 8 процентов, что очень существенно. Если же смотреть по ключевым секторам экономики, то вместо роста промышленности на 5 процентов страна имеет падение почти на 8 процентов. Если говорить об аграрном секторе, то от ожидаемого роста в 6 процентов на сегодня у нас минус 15 процентов. Хотя такой огромный провал объясняется тенизацией. Очевидно, что наши крупные аграрии решили взять пример с финансово-промышленных групп и начали активно использовать разнообразные офшорные и прочие схемы по уходу от налогов», — рассказал украинский экономист Андрей Новак.

На общем фоне выделяется всего одна отрасль, которая в кризисный год не только сохранила свои прибыли, но и смогла их приумножить: банки и страховые компании увеличили прибыль в три раза. Как объясняет аналитик института Grouford Алексей Кущ, секрет успеха прост: украинская банковская система никоим образом не коррелирует с реальным сектором экономики.

«Если бы банки кредитовали предприятия промышленности, то сегодня и они были бы в кризисе вместе с реальным сектором. Но в последние годы создали абсолютно герметическую модель, которая никак не связана с реальным сектором. Банки зарабатывают в основном на государственных инструментах», — считает Кущ.

В то же время, как считает завотдела финансов реального сектора Института экономики и прогнозирования академии наук Украины Владислав Зимовец, положительные результаты финансового и страхового сектора временные.

«Источником прибылей финансового сектора всегда является финансовый результат реального сектора. Поэтому, я думаю, есть небольшой временной лаг. То, что произошло в реальном секторе, отразится на финансовом через несколько кварталов», — сказал «Вестям» Зимовец.

«Сколько миллиардов потеряли представители малого бизнеса, остаётся только догадываться. Я ещё в конце марта — начале апреля прогнозировал, что потери составят порядка 20–25 процентов. Это если глобально и в оборотах, и в прибылях. В цифрах же посчитать очень сложно. Кто-то потерял 40 процентов, а кто-то — 100 процентов, а есть те, кто демонстрирует рост, — тот же e-commerce. А совсем недавно мы ещё раз считали эту цифру и вышли на показатель минус 18 процентов. Почему такая разница? Ответ прост: у нас есть спасательный круг, то, с чем мы очень сильно боремся, — теневой сектор. Но именно он сегодня нам очень сильно помогает. Ведь это те же рабочие места, покупательская способность», — пояснил глава Ассоциации малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.

При этом, как говорит Владислав Зимовец, за всеми этими цифрами скрываются вполне понятные и очевидные для каждого украинца последствия.

«Это в первую очередь сокращение рабочих мест и зарплат в реальном секторе, что, конечно же, найдёт своё отражение в бюджете в виде недополучения налога на прибыль. Всё это привело к тому, что уже сегодня бюджет испытывает существенные трудности. Внешней помощи ожидать не приходится, так как МВФ приостановил программу помощи. Поэтому зарплаты учителям, медикам не будут повышаться в тех объёмах, которые предполагались ранее. Пенсионный фонд испытывает огромный дефицит, что уже в скором времени может вызвать проблемы с выплатами пенсий. И хотя решение о секвестре ещё не принято, оно уже витает в воздухе», — сказал «Вестям» Зимовец.

Уходящий год, как никогда ранее, приблизил Украину к секвестру, а в более долгосрочной перспективе — и к дефолту. За 10 месяцев бюджет выполнен с дефицитом в 112,2 млрд гривен, что в четыре раза превышает дефицит за аналогичный период прошлого года. В таких условиях без внешней поддержки держаться на плаву будет практически невозможно.

«Если мы не получим транш МВФ, это будет катастрофа. Ведь транш фонда — не просто деньги, но и сигнал всем остальным о том, что в эту страну можно стабильно инвестировать. Если сигнала не будет, в условиях необходимости погашения долгов, это станет очень большой проблемой для Украины. Вот здесь уже будет реальная угроза, что это правительство снесут, будет секвестр и большие политические пертурбации. И да, всё это вполне реально. Если в сентябре 2021-го мы не сможем погасить 3 миллиарда долларов, то это будет технический дефолт. И сразу апокалиптический сценарий», — заявил заместитель главы комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк.