В международном праве может появиться новое преступление — «экоцид»

02-12-2020, 11:12 0

В международном праве может появиться новое преступление — «экоцид»
Наконец-то хорошие и правильные инициативы поступили от международной группы юристов под руководством профессора Университетского колледжа Лондона Филиппа Сэндса и бывшей судьи Международного уголовного суда Флоренс Мамбы. Они приступили к оформлению в международном праве определения нового преступления — «экоцида», или уголовно наказуемого уничтожения экосистем планеты. Цель проекта, который запустила в ноябре по случаю 75-й годовщины начала Нюрнбергского трибунала благотворительная организация Stop Ecocide Foundation по просьбе шведских парламентариев, — оформить юридическое определение «экоцида», который впоследствии станет ещё одним международным преступлением наряду с военными преступлениями и геноцидом.

Еще в декабре прошлого года на Ассамблее государств — участников МУС ряд небольших островных государств, включая Вануату и Мальдивы, призвали все государства «серьёзно рассмотреть» возможность введения понятия экоцида в международное уголовное право. В поддержку иницитивы также высказывался французский президент Эммануэль Макрон, правительство Бельгии и теневой министр юстиции Великобритании Дэвид Лэмми.

В МУС ещё в 2016 году обещали уделить повышенное внимание преступлениям, которые приводят к «разрушению окружающей среды», «эксплуатированию природных ресурсов» и «незаконному отчуждению» земли. Тогда судьи заявляли, что не станут официально расширять свою юрисдикцию, а лишь будут рассматривать уже имеющиеся преступления — например, преступления против человечности — в более широком контексте. Впрочем, с тех пор МУС не инициировал ни одного официального расследования такого рода и не предъявил ни одного обвинения.

«Настало время применить мощь международного уголовного права для защиты окружающей среды на глобальном уровне. Надеюсь, что наша группа сможет составить практичное, эффективное и надёжное определение и что это привлечёт поддержку, необходимую для внесения поправок в Римский статут МУС». В свою очередь, госпожа Мамба, которая работала в составе Чрезвычайных палат в судах Камбоджи, судивших красных кхмеров, отметила: «Введение понятия экоцида как нового международного преступления может сыграть большое значение для того, чтобы появилась возможность регулировать отношение между личной и государственной ответственностью, чтобы можно было достичь баланса во имя выживания и человечества, и природы», - заявил Господин Сэндс, комментируя свою инициативу.

Как пояснил председатель Stop Ecocide Foundation Джоджо Мехта, в большинстве случаев экоцид скорее всего будет корпоративным преступлением, напомнив, что в случае криминализации Международным уголовным судом какого-либо деяния все страны-участницы будут обязаны внести соответствующие положения в свои национальные своды законов.

«Это значит, что появится много вариантов для уголовного преследования компаний-нарушителей по всему миру», — подчеркнул он.

По словам Мехты, одна из главных проблем, стоящих перед участвующими в проекте юристами, — определить степень вреда для окружающей среды, при которой он может считаться экоцидом, ведь незаконный сруб одного дерева в какой-нибудь деревне так квалифицировать явно нельзя.

«Речь должна будет идти о массовом, систематическом или широкомасштабном разрушении — вещах того же порядка, что вырубка лесов в Амазонии, придонное траление в глубоководных участках океана или же разливы нефти. Мы хотим, чтобы всё это находилось на том же уровне, что и злодеяния, расследуемые МУС», — подчеркнул Мехта.

К слову, в группу экспертов, работающих над определением, входят 13 экспертов со всего мира, в том числе ещё один экс-судья МУС Туирома Нерони Слейд. Участники инициативы планируют завершить работу в начале будущего года и хорошо бы, если инициативу доведут до ума, а катастрофы вроде Норильска или Камчатки не смогут больше замалчиваться и теряться на общем информационном фоне.