«От того, кого мы учим сегодня, зависит будущее нашей Республики», – Сергей Цемкало об оптимизации образования в ЛНР
09-06-2020, 03:06 0
5 июня Министр образования и науки ЛНР Сергей Цемкало провел брифинг, на котором анонсировал грядущую оптимизацию образовательной сферы в Республике, однако у нас осталось множество вопросов касательно ее реализации. Мы пообщались с Сергеем Цемкало и узнали, кого коснется оптимизация, какие ее истинные причины, как быть тем, кто уже является студентом и когда ждать её настоящий результат.
«Как я уже говорил, мы шли к этому несколько лет. В 2014 году часть выпускников разъехалась из-за военной агрессии Украины, и долгое время мы следили за тем, как восстанавливается контингент учащихся. Сегодня мы закончили процесс переформатирования образования в Республике, все наши учебные учреждения перешли на российские стандарты, а ряд высших учебных заведений успешно прошел аккредитацию в РФ. Все это было подготовкой к тому, что нас ждет – оптимизация высшей школы образования Республики», – обратил внимание Сергей Цемкало.
Причины оптимизации образовательной сферы
На сегодняшний день действительно можно говорить о том, что контингент учащихся в Республике стабильный, о чем свидетельствуют цифры. Если в 2014-2015 годах в Республике было ~3700 выпускников 11-х классов и ~4500 – 9-х классов, то последние годы это ~5200 выпускников 11-х классов и ~7100 – 9-х классов. Именно поэтому Республика готова к модернизации образовательной сферы, главная цель которой – повысить качество высшего образования и его статус.
«К таким мерам нас подталкивает жизнь: мы перешли на российские стандарты, и есть направления, которые требуют модернизации. Самый важный вопрос – технический. За период так называемой украинизации учебные заведения были брошены на самовыживание. Они получали лишь 30% своего бюджета от государства, а все остальное вкладывали сами, то есть, по сути, были на самоокупаемости. Это привело к тому, что в каждом вузе и образовательной организации среднего профессионального образования появились «модные» специальности – юристы, экономисты, менеджеры, маркетологи. То есть каждое заведение старалось привлечь как можно больше людей, которые были готовы платить за обучение через контракты. Тогда это всех устраивало, сегодня это не устраивает ни нас, ни студентов, ни их родителей».
Сергей Александрович отмечает, что наши университеты имеют устаревшую материально-техническую базу, особенно в образовательных организациях среднего профессионального образования, где по выходу специалист сталкивается с оборудованием и реальными задачами, к которым он просто не готов. Также к причинам оптимизации можно отнести изменившийся рынок труда, где востребованы уже иные специальности, и это тоже нужно учитывать.
«Сегодня мы видим, как люди с высшим образованием идут в образовательные организации среднего профессионального образования. То есть, потратив годы жизни, получив диплом, они сталкиваются с тем, что они не востребованы, а оказывается нужны люди с рабочей профессией».
«Главная цель – повысить качество образования»
Сергей Цемкало считает, что нужно приложить все усилия, чтобы наши выпускники были максимально конкурентоспособными на рынке труда, могли полноценно работать и получать достойную заработную плату.
«Как говорил Карл Маркс, «бытие определяет знание». Наше бытие сегодня – телевидение, соцсети, фильмы, где успеха добиваются только адвокаты, брокеры и так далее. Сегодня меняется тенденция, у нас в рамках Республики проводятся республиканские конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся образовательных учреждений СПО по профессиям «Облицовщик-плиточник», «Сварщик» и другие, за которые победители получают даже денежное вознаграждение. Хороший бульдозерист, строитель – вот, кто должен получать большую зарплату. Мы запускаем предприятия, на которых ощущается нехватка высококвалифицированных кадров, и эту проблему должна решать система образования».
Сегодня в Республике более 8000 бюджетных мест, однако всего около 5000 выпускников – конкурса не существует, а высшее образование потеряло свой статус и значение эпитета «высшее». Поэтому одной из задач оптимизации является приведение в соответствие количество бюджетных мест.
Другой важной задачей является расширение педагогических специальностей. Сергей Александрович отметил, что необходимо расширить спектр учительских профессий. Особенно сегодня не хватает учителей физики, химии, музыки, психологов и других.
Третьей ключевой задачей является ликвидация задвоенных специальностей, когда в каждом вузе, например, готовят экономистов. Для этого уже принято распоряжение Правительства ЛНР, в котором регламентируется профиль каждого вуза.
«Мы придем к тому, что каждый университет станет по-настоящему профильным. Если мы говорим о ЛНУ им. В. Даля, то это прекрасная техническая школа. Тем более человек, поступая туда, будет знать, что поступает в технический вуз и будет находиться в социуме близком ему по духу. Если мы говорим о ЛНУ им. Т. Шевченко, то там исторически готовили учителей, филологов, историков – гуманитариев».
Сергей Цемкало вновь подчеркнул, что ни одно учебное заведение не будет закрыто, однако будет ликвидирована задвоенность специальностей, которая была создана для заработка денег при Украине. Также он считает, что это позволит ученикам 10-11-х классов более осознанно подходить к выбору профессии, потому что сейчас большинство идет на более популярные специальности, порой не осознавая, что их ждет и чего они действительно хотят.
Что ждет ВУЗы, студентов и преподавателей?
«Изменения направлений подготовки не затронут только медицинский университет и Луганскую академию внутренних дел, поэтому выпускникам этого года придется более ответственно подойти к определению учебного заведения для поступления».
Введенные ранее государственных стандарты высшего образования позволят студентам без особых проблем перейти из одного вуза в другой, минуя академразницу, которая будет заключаться лишь в некоторых индивидуальных особенностях конкретного университета. Сергей Александрович заверил, что технические вопросы будут возникать, однако обязанность вузов и Министерства образования и науки ЛНР – отработать все механизмы и дать право студенту без каких-то потерь продолжить обучение.
«Главная проблема учителя – неосязаемый результат. Токарь сделал деталь, взял ее в руки и все восхитились. Пекарь сделал каравай, отломил кусок, и все восхитились. А труд учителя ценится лишь через годы, когда к нему приходит его ученик и говорит, чего он добился. Поэтому реальный результат оптимизации мы увидим только через несколько лет, когда эти специалисты, которые закончат университеты, реализуются как профессионалы и станут достойными гражданами нашей Республики, но в том, что оптимизация необходима и пойдет на пользу всем нам, нет никаких сомнений!» – заверил в заключение Сергей Цемкало.