«Нами движет любовь к ближнему» Как Свято-Покровский храм стал местом спасения тысяч жителей Республики
04-06-2020, 03:06 0
Когда со мной связался корреспондент газеты и сказал, что хотел бы написать о пункте питания при нашем храме, возникло много вопросов о формате статьи. Пришлось вспомнить историю создания этого пункта и невольно подумалось: «А ведь в сентябре будет уже шесть лет».
Память вернула меня в конец августа 2014 года. В один из дней ко мне подошел молодой человек, представился Кириллом и сказал, что люди из батальона «Призрак» хотят организовать обеды для жителей города при всех храмах. Были сомнения открывать, не открывать, я прекрасно понимал ответственность и предполагал, что все заботы лягут на храм. Решающим фактором при принятии решения стало одно событие.
Я выходил из храма после вечерней службы, немного задержался. Уже за воротами ко мне подошла бабушка очень преклонного возраста, с палочкой, протянула руку и попросила хотя бы горсть крупы. Даже сейчас, спустя почти шесть лет, невозможно без слез это вспоминать, а тогда хотелось разрыдаться. В результате при нашем Свято-Покровском храме 3 сентября 2014 года открылся пункт питания.
Изначально рассчитывали на 50 человек в день. Нам привозили готовую еду, а послушники раздавали ее нуждающимся. Пару дней так и было, а дальше все изменилось в корне. Горожане узнали, что при храме кормят горячими обедами и людей стало приходить намного больше. То количество пищи, которое привозили из батальона, было каплей в море. Пришлось нашей Рае, она занимается цветами и огородом в храме, переквалифицироваться в повара. Стали готовить практически под открытым небом на печи, которая топится дровами и углем. Да и печь была не совсем пригодна для готовки, плита на ней треснула, воду надо было набирать и носит от скважины, но справлялись с Божьей помощью.
Зато остро встал вопрос: «А готовить то собственно из чего?» Количество нуждающихся в пище каждый день росло в геометрической прогрессии – 120, 270, 340,370. До 400 человек в день. Запасы продуктов, урожай с собственного огорода и пожертвования прихожан быстро исчезали в 50-ти литровых кастрюлях, да не в одной.
Господь Милосердный никогда не оставлял своих чад. И в это тяжелое время послал нам волонтеров из группы «Славяне». Ребята, рискуя собственной жизнью, под огнем, не досыпая и сами питаясь кое-как, два-три раза в неделю привозили нам продукты и овощи, консервацию, одежду. Привозили на стареньком автобусе, который часто ломался и мало был пригоден для этих целей. Дорог не было, мосты взорваны, да и печка в автобусе не работала. Но никто не делил людей на своих и чужих. Были братья и сестры, которым нужна была помощь. Ребятам тогда доставалось, сколько раз ВСУ пытались «отжать» автобус вместе с грузом. Они приезжали не только к нам, но и в Стаханов, Первомайск.
Вспомнилось не совсем по теме, но думаю тоже уместно. Благодаря «Славянам» у нас появилась возможность помочь еще кому-то. У нас на поселке Административный есть противотуберкулезный санаторий для деток. Дело шло к Рождеству, а мы этот санаторий поддерживали еще до начала этих печальных событий, да и у нас есть воскресная школа для детей. Очень хотелось побаловать деток на такой прекрасный праздник.
Наши «Славяне» тогда расстарались, для детворы привезли подарки. Трепет в сердце до сих пор от воспоминаний. Обыкновенная коробка из-под детской обуви, обернута в красивую бумагу, там открытка, как правило, сделанная своими руками и записка: «Это для девочки шести лет».
В коробке цветные карандаши, кукла, заколки и резинки для волос, и шоколадка, а еще лак для ногтей с блестками. Либо мягкая игрушка, машинка, наборы красок, пластилин, всякая всячина, но шоколадка была в каждой коробке. Все было красивое, новое, дети делились и отдавали самое лучшее. Надо было видеть глаза тех детей, которые эти подарки получили. Дети с туберкулезом, часто из неблагополучных семей жили в санатории вместо двух месяцев по полгода.
Мы не раз туда приезжали и стараемся сейчас им помочь. Нас там всегда ждут и часто встречают с концертами. Сейчас все изменилось, наладилось с питанием, но дети есть дети, и банка домашнего варенья или сдобная булочка всегда в радость. У меня у самого четверо детей, правда, уже взрослых, но от вкусняшки из папиных рук никогда не откажутся, а в санатории дети до 14 лет.
В запасе много разных историй, но хотелось рассказать о людях, которые приходили раздавать эти обеды. Ежедневно приходили две-три женщины и в «спартанских» условиях раздавали пищу. Представьте: зима, снег, мороз и неотапливаемая
металлическая будка. Под ноги сделали деревянный настил, чтобы хоть не обморозить ноги, и разливали первое, раздавали кашу, макароны, старались побаловать салатом или икрой из кабачков. Больше трехсот человек стоят с баночками на морозе и терпеливо ждут. Некоторые из них приходят к нам по сей день. Они уже почти родные. Где-то с год назад зашел разговор о той тяжелой осени и зиме 2014-2015 годов, и вновь кольнуло в сердце, когда одна из бабушек сказала: «Спасибо, что вы нас кормите и кормили тогда. Я приходила домой с баночкой горячего супа и делилась с дочерью и внучкой. Это была и вся наша еда, но благодаря этому супу и каше мы выжили».
Наша деятельность тогда не ограничивалась только пунктом питания. Помогали коммунальным предприятиям и школам, ведь зарплату не получали по 8 месяцев.
Есть у нас территориальный центр по обслуживанию инвалидов и людей преклонного возраста, сейчас он носит другое название. На тот момент на втором этаже центра постоянно проживали 28 человек, которые оказались ненужными своим детям и родственникам. Многие из них лежачие. Завозили мы им не только продукты и овощи, а и памперсы. Им нужна была моральная поддержка, и мой долг священника обязывал ее оказывать.
Зато и веселые были истории. Мы собирали продуктовые наборы для инвалидов и людей, кому за 80 и раздавали прям в терцентре. За пару месяцев многих знали в лицо. При очередной раздаче было видно, как изменилась одна из женщин почтенного возраста. Сделала прическу, помолодела, ее было не узнать. Оказалось, что она нашла вторую половинку благодаря нашим наборам. В списке был инвалид без ноги и сам не мог прийти за набором, женщина вызвалась отнести, так и познакомились. Потом съехались, вдвоем веселей, да и выжить легче, поддерживая друг друга.
Потом появились контрольно-пропускные пункты. Нам пришла помощь из России, была организация из Тюмени «Вежливая Русь». В Тюмени среди многих украинцев оказались и наши земляки. Собирали всем миром и везли за 2,5 тысячи километров продукты и теплые вещи. Помогали и петербуржцы. За эти годы помощь приходила и от международных организаций, таких как МККК и «Человек в беде».
Много чего пережили. Не раз были на грани закрытия. Но всегда находились неравнодушные люди, и мы продолжаем кормить людей. Как-то все утряслось и наладилось. Наших подопечных
заметно поубавилось. Пенсия выплачивается регулярно, пособия различные, зарплаты люди получают. Если в первые два года мы кормили около 100 000 человек в год, то в настоящее время от 23 000 в год. Думали, что необходимость в пункте питания отпала, оказалось, что нет. Есть люди, которые и по сей день нуждаются в нашей помощи. Причины у всех разные. Приведу только несколько примеров: есть у нас инвалид, все его зовут Сашенькой, хотя мужчина в возрасте. У него проблемы с памятью и координацией. Живет с сыном, тоже инвалидом без ноги. Жена их бросила еще в 2014 году. Или бабушка за 70, у которой внучка несовершеннолетняя, а дочка неблагополучная. А еще один Саша – инвалид по зрению, давно остался сиротой. Рука не поднимается оставить их без обедов. Да и условия у нас заметно изменились.
За эти годы построили храм-трапезную, отремонтировали нашу печь, храм-трапезная отапливается. Люди работают. Сейчас при пункте питания посменно работают два повара и два сторожа, которые печь топят и помогают поварам. Это тоже люди не с простой судьбой и для них работа в храме – возможность покушать и купить самое необходимое для жизни. Приходят послушники потрудиться во славу Божью.
Мне задали вопрос: «Что заставляет вас вставать по утрам, иначе говоря, что вами движет в помощи людям?» Этот вопрос я задал всем, кто помогал и помогает в работе пункта питания. Ответ очевиден – любовь к ближнему, а помогает и поддерживает вера православная.
Но наши испытания не закончились. По всему миру бушует коронавирус. Закрыты все границы, многие регионы на строгой изоляции, и мы полностью лишись поддержки со стороны. Самостоятельно приход не может содержать пункт питания. Ведь кроме продуктов, овощей надо еще оплачивать коммунальные услуги и выплачивать небольшую заработную плату людям.
В сложившейся ситуации пункт питания надо было закрывать. Наши подопечные с тревогой заглядывали в глаза и все ждали, когда мы перестанем их кормить. Оставался один выход – обратиться к жителям Луганской Народной Республики и попросить о посильной помощи.
Нашим людям всегда было присуще милосердие и обращение принесло результаты. Хотелось бы выразить благодарность всем откликнувшимся людям. Благодаря вашим пожертвованиям появилась возможность продолжать кормить людей. Надеемся, что
вы и дальше отнесетесь с состраданием ко всем нуждающимся. Храни Вас Господь на многая и благая лета.
Настоятель храма-протоиерей Петр Процюк