В какую сторону воюет Турция?
03-03-2020, 10:03 0
С недавних пор у России появилась новая тяжелая ноша – помощь в разрешении военного конфликта в Сирии. Вместе с тем Турция ведет свою игру на территории Сирии, нарушая установленные договоренности. Речь идет о том, что 27 февраля вооружённые формирования террористической группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (организация, запрещенная на территории РФ) попытались провести наступательную операцию по широкому фронту на позиции правительственных войск Сирии в Идлибе. Среди них были турецкие военные.
Во время обстрела подразделений боевиков в районе населённого пункта Бехун сирийскими войсками под огонь попали турецкие военнослужащие, которые находились «в боевых порядках террористических формирований», как сообщает Минобороны РФ. Хотя, согласно переданным турецкой стороной российскому Центру по примирению враждующих сторон координатам, никаких подразделений турецких вооружённых сил в районе населённого пункта Бехун не было и не должно было находиться.
Сразу возникает вопрос, а что там делали турецкие военные? В прошлый раз мы рассказали о том, что, несмотря на договоренности, Турция продолжает спонсировать террористов в Сирии, теперь же турецкие военные воюют с ними плечом к плечу? Действия Турции в Идлибе ведут к дестабилизации обстановки в Сирии, возвращению обостренной ситуации с вооружённым конфликтом в республике назад, к фазе активных боевых действий, и создают предпосылки к новому миграционному кризису. О последнем последствии мы поговорим позже.
После получения сведений о пострадавших турецких военнослужащих Россия приняла исчерпывающие меры для полного прекращения огня сирийскими войсками. Также Минобороны РФ указало, что авиация ВКС России в районе Бехуна не применялась.
Глава МИД России Сергей Лавров, комментируя инцидент в Идлибе, подчеркнул, что сирийская армия имеет право отвечать на враждебные действия со стороны боевиков террористических организаций.
«В ответ на постоянные нарушения режима прекращения огня изнутри этой идлибской зоны сирийская армия, конечно же, имеет полное право отвечать, подавлять террористов. Мы здесь не можем запрещать сирийской армии выполнять требования, которые записаны в резолюции Совета Безопасности ООН о беспощадной бескомпромиссной борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях», – сказал Сергей Лавров.
Эскалация ситуации в Идлибе откатывает ситуацию с вооружённым конфликтом в Сирии назад к фазе активных боевых действий. Если до этого стремление к мирному урегулированию было намечено, то подобные шаги возвращают ситуацию к военным действиям. Эрдоган реализует свои политические цели, но в самом Идлибе из-за этого ситуация уже зашла слишком далеко, мы видим прямые столкновения. Можно уже говорить о начале если не войны, то, как минимум, активной фазы конфликта между Дамаском и Анкарой.
По данным турецкого информагентства Anadolu, в результате инцидента в Бехуне погибли не менее 33 солдат ВС Турции. Сразу после инцидента глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу провел телефонные переговоры с главой НАТО Йенсом Столтенбергом. В пятницу по просьбе турецкой стороны в Брюсселе состоялось экстренное заседание Североатлантического совета на уровне послов. Представители альянса выразили соболезнования в связи с гибелью турецких военных в Идлибе и заявили, что готовы продолжать оказывать Анкаре свою поддержку.
Кроме того, представители Соединённых Штатов выразили надежду, что на фоне ситуации в Сирии Анкара откажется от российских систем ПВО С-400. На это обстоятельство обратила внимание постпред США при НАТО Кэй Бейли Хатчисон, которая выразила предположение, что события в Идлибе должны «перевесить» всё, что происходит между Турцией и Россией.
«И я надеюсь, президент Эрдоган увидит, что мы являемся их союзником в прошлом и в будущем, и они должны отказаться от С-400», – заявила Кэй Бейли Хатчисон.
Президент России Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совбеза на фоне эскалации конфликта в Идлибе. Как заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, на встрече детально обсуждалась ситуация вокруг сирийской провинции.
«Была выражена крайняя обеспокоенность в связи с резкой эскалацией обстановки в этом районе Сирии, спровоцированной террористическими группировками, которые активизировали наступательные действия в отношении сирийской армии», – пояснил представитель Кремля.
Дмитрий Песков по итогам заседания Совбеза отметил, что турецкие военные погибали исключительно вне наблюдательных постов, это происходило во время наступления террористов. Также он подчеркнул, что на стороне боевиков присутствуют многочисленные иностранные наемники.
Сейчас остается рассчитывать на то, что турецкие власти примут все необходимые меры по обеспечению безопасности российских загранучреждений и граждан в Турции. Также члены Совбеза констатировали, что турецкая сторона не справилась с контролем боевиков в идлибской зоне деэскалации.
«Военные Турции должны были следить за деятельностью боевиков, не допускать террористической активности и предупреждать агрессивные действия против военных объектов России. Выполнить эту задачу турецким партнерам не удалось, так как значительная часть боевиков находится вне их контроля», – резюмировал Дмитрий Песков.
Надо отметить, что Россия придерживается всех своих договорённостей и оставляет Турции пространство для манёвра, но бесконечно это продолжаться не может. Сейчас ситуация находится на очередной «красной линии». Надеемся, что это предположение останется на уровне догадок.
На фоне событий в Идлибе в Анкаре заявили, что отныне будут считать всех сирийских военных «вражескими целями» и не собираются больше сдерживать поток беженцев в Европу. Сообщается, что решение было принято на экстренном совещании под руководством президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана.
Как утверждает агентство, присутствовавший на встрече высокопоставленный функционер правительства сообщил, что в ожидании нового потока беженцев в связи с обострением обстановки в Идлибе турецкая полиция, береговая охрана и пограничная служба получили указания не сдерживать сирийских мигрантов на наземных и морских пограничных пунктах.
Со схожим заявлением выступил и официальный представитель правящей турецкой Партии справедливости и развития Омер Челик.
«Миграционная политика Турции остаётся неизменной, но мы больше не можем сдерживать поток беженцев из Сирии», – заявил Омер Челик
«Мы давно говорили, что не обязаны принимать такое число беженцев. Вы обещали нам помощь, но ничего не делаете, и вот мы вчера открыли наши границы. Уже 18 тысяч беженцев прошли, а сегодня, возможно, будет 25-30 тысяч, и мы наши двери уже не закроем. Потому что ЕС должен держать
свое слово. Мы не в том положении, чтобы кормить такое число беженцев» – заявил Эрдоган 28 февраля.
Однако и в этом вопросе не все сложилось гладко. В тот же день, когда было сделано заявление, около полутысячи беженцев попытались пересечь северо-восточную сухопутную границу Греции с Турцией, но против них применили слезоточивый газ. Мэр города Орестиада в Греции, расположенного неподалеку от турецкой границы, Василис Мавридис заявил, что турецкие пограничники «исчезли с сегодняшнего утра».
Беженцы пыталась проникнуть в страну через контрольно-пропускной пункт Кастаньес. Это первый случай, когда такая большая группа мигрантов и беженцев сделала массовую попытку пересечения границы.
Теперь границу патрулируют в усиленном режиме, а вдоль берегов реки Эврос проложили колючую проволоку, чтобы обеспечить охрану каждого сантиметра границы. Береговая охрана также усилила патрулирование у портового города Александруполис, чтобы охранять проход из турецкого полуострова Галлиполи.
Алексей ЛИТВИНОВ