«Война никогда не меняется» Из Афганистана в Луганск
16-02-2020, 05:02 0
Февраль – месяц, который наполнен памятными датами. Освобождение Луганска от немецко-фашистских захватчиков, вывод советских войск из Афганистана, Чернухино-Дебальцевская операция. Все эти события тесно связаны друг с другом. Как говорится, раз в 30 лет тьма сгущается над нашей землей, и русские вынуждены эту тьму одолевать.
Афганистан – это боль советских людей, боль всего нашего народа. 15 февраля 1989 года генерал Громов, командующий ограниченным контингентом советских войск в Афганистане, доложил, что вывод наших войск закончен. И на многострадальной афганской земле не осталось ни одного русского военного, а война, что длилась без малого 10 лет, для СССР была окончена.
«Афганистан понес колоссальные потери. Официально с начала боевых действий в Афганистане погибли 243,9 тыс. военнослужащих и мирных жителей, в том числе 208,2 тыс. мужчин, 35,7 тыс. женщин и 20,7 тыс. детей в возрасте до 10 лет. По разным источникам, эти потери могли составить от 1 до 2 млн человек».
О своем тяжелом афганском пути нам рассказал Виктор Морозов, который провел больше года над кровавыми скалами Афганистана. Виктор родился в Луганске, окончив Училище штурманов, был направлен в Афганистан в 1984 году штурманом вертолета Ми-6. Вместе с экипажем он выполнял боевые задачи по перевозке грузов, боеприпасов и войск практически по всем точкам, где находились советские солдаты. Базировались они в городе Кундузе.
«Расстреливать людей Бог миловал, защищаться приходилось, конечно, разные бывали ситуации. Мы привыкли всегда рядом иметь автомат и 3 рожка под подушкой. Вспоминать о тех днях страшно и больно до сих пор, ведь любая война – это трагедия. Страшнее всего было терять своих боевых товарищей и понимать, насколько хрупкая человеческая жизнь. Вот он, я с ним ел, жил рядом, разговаривали, и в один миг его не стало. А война продолжается, с этим нужно было мириться и продолжать идти дальше. Человек ко всему привыкает и это ещё страшнее. Вернувшись оттуда, психика и жизнь меняются навсегда», – вспомнил Виктор Морозов.
«Никто войны этой не хотел – ни те, кто находился в Афганистане, ни мы. Это так же, как было у нас в Луганске в 2014-м. Помните 2 июня? Люди
мирно шли по своим делам, работали, учились, а военным поступил приказ – нанести авиаудар. Так же себя чувствовали и те, кто был там».
Виктор Морозов в основном занимался именно перевозками и обеспечением тех, кто нес службу на холодной ночью и раскаленной днем афганской земле. Не обошла и его стороной участь быть свидетелем ужасов войны, его вертолет подвергался обстрелу из установок ПВО, но, как говорит он сам, видимо, кто-то из эскадрильи родился под счастливой звездой. Из каждого опаснейшего вылета он возвращался невредим. А когда пришла смена, с первых же дней пошли большие потери среди экипажей и техники.
«В первый же день ещё ознакомительных полетов новой смены сбили вертолет. На следующий день – ещё два, затем ещё один и ещё… Мы прошли 360 дней почти без потерь, а здесь с первых же дней. Это было страшно».
Не раз выходила из строя техника, когда приходилось совершать посадку в экстренной ситуации, зная, что рядом бандформирования. А за голову летчика платили большие деньги. На его глазах погибали товарищи, друзья, но подробнее о боях Виктор не решился говорить.
«Всего за период в войсках, находившихся на территории Афганистана, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих. Официально общее число погибших составило 15051 человек. По другим данным, потери СССР – не меньше 350 000 человек, из которых 50 000 убитых, раненых 180 000 тысяч, 100 000 подорвались на минах, около 1000 человек числятся без вести пропавшими. Точные данные установить невозможно».
«Худой мир лучше хорошей войны. Поэтому вывод войск из Афганистана – ни в коем случае не предательство, а праздник для всех, кто был там. Если бы вывода не было, наших потерь было ещё больше, а защищать страну было бы некому. Поэтому это однозначно праздник!» – пояснил Виктор Морозов.
«Чернухино-Дебальцевская операция нужна была как воздух»
О том, что эти войны действительно связаны, говорят много фактов. Например, что обе войны спонсировали США. И в Афганистане, и у нас на Донбассе от западного оружия погибали наши, русские люди, которые просто защищали свои дома и границы.
Немало важным фактом является то, что именно ветераны, прошедшие Афганистан и знающие не понаслышке все ужасы войны, стали одними из первых, кто в 2014 году встал на защиту Донбасса. Сначала на митингах Русской Весны, а затем уже с оружием и на передовой, когда против нашего народа опять ополчились орды фашистских нелюдей. Одним из них оказался старший прапорщик НМ ЛНР, ветеран Афганистана, бывший шахтер Игорь Вочканов.
Афганское крещение
Игорь Вочканов родился в 1965 году в городе Гремячинске Пермского края. Закончив восемь классов, пошел учиться в горное училище. Весной 1984 года был призван в Советскую Армию. После подготовки в Литве командир БМП-2 Вочканов прибыл в дислоцировавшийся в Кабуле 317-й гвардейский парашютно-десантный полк легендарной 103-й Витебской гвардейской дивизии ВДВ.
«Афган. Я не жалею ни о чем совершенно. Сопровождали колонну в Кандагар, и случился подрыв машины – меня выбросило взрывной волной, а мой экипаж погиб. Повезло, что вылетел вместе с автоматом и разгрузочным жилетом для боеприпасов и снаряжения. О скалы ударился так сильно, что перебил копчик. Больно было так, что слов нет. Я успел заползти за камни и тут на меня выходят «духи». Ну, что делать – принял бой, пять «духов» положил. Мне тоже досталось: прилетело в ногу, пулевое ранение, и осколок под глаз. Это не считая контузии. Наши «духов» отбили от колонны и меня вытащили, отправили в госпиталь. Пролежал в госпитале месяц, а когда меня решили отправить в Союз, то я сбежал к себе в часть. К тому моменту я прослужил 8 месяцев. Это все случилось в 1985 году, а в феврале 1986, как раз в самый мой день рождения, с формулировкой «За принятый бой с превосходящими силами противника» мне вручили орден Красной Звезды», – вспоминает Игорь.
После демобилизации Вочканов вместе с семьей перебрался в Ростов-на-Дону, а оттуда вместе с молодой женой переехал в Луганск.
«Своей второй Родиной я считаю мой Донбасс. Работал в шахте проходчиком, в шахтостроительном управлении, потом до самой пенсии в шахтоуправлении «Луганское». В 2006 году вышел на пенсию. Итого у меня 20 лет подземного стажа, из них – 17 с половиной на проходке».
И снова в бой!
К 7 ноября 2014 года Вочканов был зачислен в отдельный батальон материального обеспечения на должность командира взвода. В это время полным ходом шла подготовка к Дебальцевско-Чернухинской операции.
«В Дебальцево сначала мы заходили на шахту «Вергелевская» возле Брянки. От нас с ОБМО пришло 57 человек. Мы там не должны были быть, но пришли как добровольцы. Первый бой приняли на железной дороге у шахты 14 февраля. Отсекали отходившего в Дебальцево противника. Там выстрелом снайпера в голову был убит наш товарищ. Потом мы 15 февраля заходили в поселок Восьмого Марта, а 16-го утром двинулись уже в Дебальцево, с того направления мы заходили первые. Бои очень тяжелые были, у нас сразу был убит командир роты, плюс 9 раненых. Потом еще 2 погибших и 2 раненых. Особенно тяжко было в центре. 17-18-го уже вышли на позиции украинской армии».
Садизм и бесчеловечность
Именно так можно описать действия ВСУ. Когда группа Игоря Вочканова зашла в Дебальцево, то они увидели всю ужасную картину. Люди жгли костры и растягивали на дни брошенные боевиками буханки хлеба. Им сразу на встречу кинулся мужчина, на чьих глазах украинский снайпер подло в спину застрелил его жену. Им рассказали, что те, когда проходили, часто кидали гранаты в подвалы, зная, что там прячутся люди. А потом эти мрази стали называть себя освободителями. Причем тех, кого они не убивали, сгоняли рыть траншеи.
Весь их героизм закончился в тот момент, когда они начали позорно сбегать со своих позиций, оставляя не только флаги и документы, а раненых товарищей – такие на Украине герои.
«Дали им коридор, и они 18 февраля ночью ушли. Когда мы вошли, то в зоне ответственности нашего подразделения никого живых уже не было. Кровью истекли, замерзли, были раненые, обгорелые, отдельно лежали трупы».
«Мы их духом взяли»
«Если бы мы Дебальцево тогда не взяли, нас бы разрезали пополам, расчленили и по очереди добили обе республики Донбасса. Поэтому Чернухино-Дебальцевская операция нужна была как воздух. А вот для Украины Дебальцево – это страшный позор и полное фиаско. В каком военном учебнике вы прочитаете, чтобы штурмом вчерашних ополченцев
был взят укрепленный район, защищаемый превосходящими силами кадровой армии? Мы их духом взяли. Дебальцево – это сплошной украинский позор», – подытожил Игорь Вочканов.