История нашей Победы Освобождение Освенцима

31-01-2020, 03:01 0

История нашей Победы  Освобождение ОсвенцимаОбщественно-политическая газета «XXI век» в честь 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне продолжает еженедельный цикл публикаций «История нашей победы», в котором отображены основные события, происходившие на фронте ровно 75 лет назад, и героический путь Красной Армии к Великой Победе Советского Союза над немецким нацизмом.

25 января Красная Армия с боями продвигалась вглубь Восточной Пруссии, западнее города Истербург и с боями заняла 300 населенных пунктов. 2-й ударной армией были преодолены оборонительные рубежи на подступах к Мариенбургу, в результате чего наши войска вышли к рекам Висла и Ногат.

История нашей Победы  Освобождение Освенцима«Советская пехота и танки при мощной поддержке артиллерии сломили сопротивление немцев и заняли несколько сильно укрепленных узлов сопротивления противника», – говорилось в сводке Совинформбюро.

«Советские войска продвигаются вглубь Восточной Пруссии, уверенно идут на Кенигсберг. К полевым картам приклеиваются все новые и новые листы, а до жителей Кенигсберга уже доносится эхо приближающегося боя»,
– писали в «Известиях».

Военный корреспондент газеты сообщал о взятии города Инстербург который являлся важным опорным пунктом для немецкой армии в Востоной Пруссии.

«Немцы, покинув город после короткого штурмового боя, не успели взорвать ни одного моста, они оставили на полном ходу все предприятия, бросили имущество, большие склады с продуктами и боеприпасами и теперь методически били поэтим мостам, стараясь вывести их из строя»,
– сообщал военкор.

26 января войсками 3-го Белорусского фронта была преодолена полоса затопления у Мазурского канала, после чего советские войска овладели северной частью Летценского укрепрайона. Нашей армией были заняты города Тапиау, Алленбург, Норденбург и Ангербург.

История нашей Победы  Освобождение ОсвенцимаВосточно-Прусская немецкая группировка была отрезана от центральных районов Германии наступающими советскими войсками.

«Войска 2-го Белорусского фронта, продолжая стремительное наступление, 26 января овладели городами Восточной Пруссии Мюльхаузеном, Мариенбургом и Штумом, важными опорными пунктами обороны немцев, и, прорвавшись к левобережью Данцигской бухты, заняли город Толькемит, отрезав тем самым Восточно-Прусскую группировку немцев от центральных районов Германии», – сообщали в Совинформбюро.

«Захватив город Мюльхаузен, наши части двинулись дальше на север, к морю. Вскоре наш подвижной отряд перерезал последнюю железную дорогу, связывавшую Восточную Пруссию с Германией. На участке, где наши танки перерезали железную дорогу, шел железнодорожный эшелон. Экипаж советского тяжелого танка дал предупредительный выстрел. Машинист быстро затормозил и остановил состав. Дальше он так и не пошел, знаменуя собой конечную остановку для всех гитлеровцев, оставшихся в Восточной Пруссии»
, – писал с места событий корреспондент «Правды».

27 января Красная Армия продолжила стремительное наступление по всей линии фронта. В этот день наши войска окружили город Познань, заняли десять кварталов Будапешта и освободили лагерь смерти Освенцим, расположенный вблизи одноименного города.

«В результате наступательных боев пяти фронтов с 12 по 24 января противник понес тяжелые потери. Были уничтожены 442 немецких самолета, 2138 танков и самоходных орудий, 2960 минометов, 24 960 автомобилей. Только убитыми противник потерял свыше 295 тысяч солдат и офицеров, а в плен взято более 86 тысяч», – говорилось в сводке Совинформбюро.

История нашей Победы  Освобождение ОсвенцимаТакже в советском информбюро сообщили, что войсками 1-го Украинского фронта Красной Армии с боем были взяты несколько польских городов, среди которых были и Освенцим.

Стоит отметить, что первые известия о зверствах нацистов в лагере смерти Аушвиц-Биркенау, расположенном в Освенциме, появились лишь 2 февраля в статье газеты «Правда»

«Это был громадный комбинат, имевший свои филиалы, каждый из которых получил особое назначение. В одном производилась сортировка прибывших: узников делили на тех, кто перед смертью еще может поработать, и на стариков, детей, больных, приговаривавшихся к немедленному уничтожению. В другом было отделение для тех, кто уже наполовину потерял трудоспособность и так измучен и истощен, что не был годен к тяжелой физической работе, их заставили разбирать одежду уничтоженных, сортировать их обувь, расчленить ее на верха, стельки, подошвы. В основном филиале комбината узник умерщвлялся и сжигался»
, – писал военный корреспондент «Правды».

28 января войсками 1-го Прибалтийского фронта был занят литовский город Клайпеда, который был важным опорным пунктом немецкой обороны на балтийском побережье. Завершив эту военную операцию, Красная Армия полностью освободила территорию советской Литвы от немецко-фашистских захватчиков.

«Войска 1-го Прибалтийского фронта, перейдя в наступление, 28 января овладели литовским городом Клайпеда. В Восточной Пруссии наши войска, продолжая наступление, овладели городами Зенсбург и Бишофсбург…

Одновременно северо-западнее города Алленштайн Красная Армия отбивала атаки крупных сил пехоты и танков противника, стремящегося, несмотря на большие потери, пробиться на запад», – говорилось в сводке Совинформбюро.

«Немцы в районе Клайпеды не знали покоя ни днем, ни ночью. Их непрерывно обстреливала наша сухопутная и морская артиллерия. В разное время суток на Клайпедский порт обрушивались удары советской авиации, а тяжелые снаряды балтийских артиллеристов настигали немецкие транспорты и в море, и у причалов порта»
, – писал корреспондент «Правды».

29 января Красная Армия вступила в немецкую Померанию.

«Войска 1-го Белорусского фронта, развивая успешное наступление, пересекли границу Германии западнее и северо-западнее Познани, вторглись в пределы немецкой Померании. В районе Познани продолжались бои по уничтожению гарнизона противника, окруженного в городе», – сообщали в советском информбюро.

В это день маршал Советского Союза Иосиф Сталин отдал приказ командующему войсками фронтов маршалу Советского Союза Георгию Жукову объявить благодарность войскам 1-го Белорусского фронта, участвовавшим в боях при вступлении в пределы немецкой Померании.

История нашей Победы  Освобождение Освенцима
«Соединения и части, наиболее отличившиеся в боях при вторжении в пределы немецкой Померании, представить к присвоению наименования «Померанских» и к награждению орденами»
, – говорилось в приказе Сталина

30 января наши войска подошли к Хейльсбергскому укрепрайону и прорвали первую линию обороны немецких войск.

«В Восточной Пруссии наши войска, продолжая наступление, овладели городами Бишофштайн и Вартенбург. Одновременно северо-западнее

Алленштайна наши войска успешно отбили атаки пехоты и танков противника, пытавшегося пробиться на запад в направлении Эльбинга», – говорится в сводке Совинформбюро.

«Грохот наших боевых машин сотрясает Германию. Люди, вступившие на фашистскую землю, остановиться не могут – они помнят муки Минска, печи Майданека, пепел и камни Варшавы. Танки рвутся вперед. Их прорывы фантастичны. Их прорывы неудержимы. Такого еще не было. Вперед, только вперед! К Одеру! На Берлин! К полной и окончательной победе!»
– писали военкоры «Правды».

31 января Красная Армия вошла в город Бранденбург. Войска 1-го Белорусского фронта за день боев уничтожили более 5 тысяч солдат и офицеров немецкой армии.

«Войска 1-го Белорусского фронта, продолжая успешное наступление к западу и юго-западу от Познани, пересекли германскую границу, вторглись в пределы Бранденбургской провинции и с боем овладели городами Ландсберг, Мерзеритц, Швибус и Цюллихау, прикрывающими подступы к Франкфурту на Одере», – сообщали в Совинформбюро.

«С неудержимой силой развивается советское наступление на жизненные центры гитлеровской Германии. Грозная мощь стремительного движения Красной Армии наполняет ликованием и гордостью советских патриотов. Они восхищаются и могучей советской силой, которая на четвертом году войны обрушилась гневной карой на фашистское логово, и беспримерным военным мастерством, с каким Красная Армия наносит свои удары, ломая отчаянное сопротивление врага»
, – писала газета «Известия».

Максим ЖУРАВЛЕВ