Не для войны рожден, но войной воспет (#ГодПамятиИСлавы)
12-12-2019, 03:12 0
Как много талантов загубила война. Кто-то не успел доучиться, с приходом войны отправившись на фронт, кто-то не успел себя реализовать. Но сколько все же светлых умов осталось в холодной земле, так и не воплотив свои мечты в жизнь. Война не чуралась отбирать ни врачей, ни ученых, ни агрономов, никого, перед лицом войны равны все. Всего через пару недель наступит объявленный Владимиров Путиным Год памяти и славы, а мы продолжаем рассказывать истории героев Донбасса, героев нашей земли. Героев, которые остаются луганчанами, вопреки любым геополитическим конфликтам. Сегодня мы хотим поведать вам о человеке, который мечтал превратить Донбасс в цветущий край, когда его планам помешали гитлеровцы.
Бурмак Григорий Васильевич родился 25 декабря 1919 года в селе Кабанье, ныне посёлок Краснореченское Кременского. Несмотря на свои благие мирные намерения, вписан он в историю как командир танкового взвода 1-го танкового батальона 21-й гвардейской Житомирской танковой бригады 5-го гвардейского Сталинградско-Киевского танкового корпуса 6-й гвардейской танковой армии 2-го Украинского фронта, гвардии лейтенант.
С детства Григорий Бурмак, учась в школе, помогал родителям во всех полевых сельскохозяйственных работах. Он полюбил свою родную землю на берегах Северского Донца и мечтал стать агрономом, чтобы превратить её в процветающий и урожайный край. И мечта его стала сбываться, когда он поступил на плодоовощной факультет в сельскохозяйственный институт в Таджикистане.
С дипломом агронома он вернулся на родину, но в октябре 1941 года фашистские войска прорвались в Донбасс, и родной район Бурмака стал прифронтовым. Его военное руководство оставило работать в колхозе, надеясь получить урожай 1942 года. Однако в середине мая 1942 года фашистские войска окружили 3 армии Юго-Западного фронта, прикрывавшие Кременской и другие районы тогда ещё Ворошиловградской области. В 20-х числах мая они вышли на Северский Донец и приступили к его форсированию.
Григорий Бурмак был призван в армию 23 мая Рубежанским РВК и в качестве подносчика снарядов в составе 5-й артиллерийской бригады участвовал в нескольких боях на Северском Донце. Бригада, подвергшись нещадным бомбардировкам гитлеровской авиации и ударом фашистских танков, вскоре понесла потери и вместе с другими частями Юго-Западного
фронта неорганизованно стала отступать на восток. В этих условиях красноармейца Бурмака неожиданно послали в Сталинградское танковое училище, которое ввиду прорыва немцев к городу было эвакуировано на восток.
В марте 1943 года в звании лейтенанта Бурмак прибыл на Брянский фронт и был назначен командиром танкового взвода в составе 189-го отдельного танкового полка 17-й гвардейской кавалерийской дивизии 2-го гвардейского кавалерийского корпуса. Корпус дислоцировался южнее города Козельска на северном участке Орловского выступа и действовал в полосе обороны 61-й армии.
12 июля 1943 года, после недели ожесточённых оборонительных боёв на южном фасе Орловского выступа, началось наступление советских войск. В то время как войска 61-й армии повели бои за город Болхов, 2-й гвардейский кавалерийский корпус, а его рядах и танковый взвод гвардии лейтенанта Бурмака, устремились в направлении посёлка Ягодное Калужской области. В августе 1943 года, форсировав реки Вытебеть и Рессета, взвод Бурмака одним из первых вышел к посёлку Хвастовичи. Танковый полк, захватив посёлок, продержался до похода главных сил корпуса, отразив 2 контратаки врага. Ещё более ожесточённый бой танкистам Бурмака пришлось выдержать за станцию Судимир, в котором экипаж комвзвода поджёг фашистского «тигра» и уничтожил 2 бронетранспортёра врага. За отличие в этих боях гвардии лейтенант Бурмак был награждён орденом Красной Звезды.
Бои в сентябре 1943 года продолжились. Танкисты Бурмака участвовали в освобождении города Дятьково, а 10 сентября одними из первых ворвались на улицы города Жуковка. Но в бою 16 сентября 1943 года за посёлок Клетня Брянской области танк гвардии лейтенанта Бурмака был подожжён, и комвзвода получил тяжёлое ранение и ожоги. После боя его немедленно эвакуировали в госпиталь в Москву.
Признанным медкомиссией ограниченно годным к воинской службе, в конце ноября 1943 года он был направлен в город Омск, где месяц служил в 30-м учебном танковом батальоне. Григорий написал несколько рапортов и уже в январе 1944 года был направлен с пополнением на 1-й Украинский фронт, где шло формирование новой, 6-й танковой армии. Там он был зачислен в состав 21-й гвардейской танковой бригады 5-го гвардейского танкового корпуса на должность командира взвода танков Т-34.
Первой операцией, в которой Бурмаку пришлось участвовать в новом подразделении, была Корсунь-Шевченковская операция. 28 января 1944 года
взвод Бурмака ринулся в брешь, пробитую пехотой 40-й армии в районе посёлка Лысянка. В результате в «котле» оказались 10 вражеских дивизий и 1 бригада. До 18 февраля Бурмак сражался с тщетно пытавшимся вырваться из окружения противником. Корсунь-Шевченковская гитлеровская группировка была уничтожена.
Весной 1944 года в ходе Уманско-Ботошанской операции войск 2-го Украинского фронта гвардии лейтенант Бурмак участвовал в освобождении станции Христиновка, города Гайсин, форсировал реку Южный Буг у посёлка Ладыжин, участвовал в штурме города Могилёв-Подольский и в этом районе вышел на берег Днестра. После этого 6-ю танковую армию передислоцировали на подступы к городу Яссы.
20 августа началась Ясско-Кишинёвская операция. Прорвав оборону противника у города Тыргу-Фрумос, танкисты 6-й танковой армии ринулись вглубь Румынии. Танковый взвод гвардии лейтенанта Бурмака за 6 дней покрыл расстояние до города Фокшаны и 25 августа 1944 года, вырвавшись вперёд, вышел к мосту через реку Сирет. Комвзвода немедленно завязал бой с оборонявшим переправу противником. В результате умелых действий его экипажей был уничтожен основной костяк вражеской охраны моста в составе 3-х танков Т-IV, 2-х самоходных установок, противотанковой батареи и до роты автоматчиков при потере 1 своего танка.
Подавив огневые точки противника, Бурмак на большой скорости устремился на мост и в считанные мгновения оказался на вражеском берегу. Мост был заминирован, но фашисты не взорвали его, видя, что прорвался всего 1 советский танк. Обнаружив взрывчатку, Бурмак выбрался наружу и, пока его экипаж, маневрируя, вёл неравный бой с фашистами, лично нашёл провода, идущие к минам, и перерезал их. После этого, забравшись в подбитый фашистский танк, покинутый экипажем, он, вооружившись немецким пулемётом, в течение 40 минут вёл бой с вражескими автоматчиками до тех пор, пока на захваченный им мост не ворвались его сослуживцы. Сохранённый мост позволил им не только без потерь переправиться через Сирет, но и в этот же день повести бой за город Фокшаны. За этот подвиг гвардии лейтенант Бурмак был представлен к званию Героя Советского Союза.
В ходе продолжившегося наступления Бурмак участвовал в освобождении города Плоешти, в боях в районе города Турда и в составе бригады вышел на территорию Венгрии. Но в октябре 1944 год он был неожиданно откомандирован на учёбу в Ленинградскую высшую офицерскую бронетанковую школу.
В мае 1945 года гвардии старший лейтенант Бурмак вернулся в свою танковую армию и был назначен командиром танковой роты в 44-й гвардейской танковой бригаде. День Победы для Бурмака был отсрочен, на Дальнем Востоке оставался ещё один агрессор – милитаристская Япония. И 6-я гвардейская танковая армия по приказу командования была передислоцирована на Забайкальский фронт. 8 августа 1945 года был дан приказ на наступление.
Танки 5-го гвардейского танкового корпуса рванулись на территорию Китая. Японское командование не ожидало с этой стороны опасности. Переход через Хинганский хребет стал подвигом, не имевшим себе равных. Рота Бурмака в составе корпуса за 5 суток прошла почти 400 километров по полному бездорожью лесов и гор и вышла в центр Маньчжурии, внезапным ударом поставив японскую Квантунскую армию на колени.
Танкисты роты гвардии старшего лейтенанта Бурмака участвовали в боях, в результате которых были пленены штаб 3-го японского фронта во главе с его командующим генерал-полковником Дзюном и 18-ю другими генералами, маньчжурский император Пу-И, бывший белогвардейский атаман Семёнов, его заместитель Нечаев. Т-34 Бурмака громили белогвардейский контрреволюционный центр во главе с его руководителем Бакшеевым, а также участвовали в освобождении большого количества маньчжурских и китайских населённых пунктов, в том числе крупных городов: Мукден, Дайрен и Порт-Артур. За отличие в боях против японских самураев гвардии старший лейтенант Бурмак был награждён вторым орденом Красной Звезды.
После окончания боевых действий в Китае, Бурмак некоторое время служил в городе Чита. Но любовь к земле, к бескрайним полям, пересилила тягу к военной танкистской профессии. Пройдя через ад войны Григорий Бурмак в 1946 году вернулся на родную Луганщину, где все-таки стал агрономом. Принеся долгожданную и окончательную Победу нашему народу, Григорий Бурмак отвоевал свою мечту и дал возможность миллионам соотечественникам жить, не зная войны и воплощая, как он сам, свои мечты.
Алексей ЛИТВИНОВ