Врачи ЛРКБ впервые за шесть лет провели операцию тотального эндопротезирования коленного сустава (ФОТО)

28-11-2019, 11:11 0

Врачи ЛРКБ впервые за шесть лет провели операцию тотального эндопротезирования коленного сустава (ФОТО)Врачи ЛРКБ впервые за шесть лет провели операцию тотального эндопротезирования коленного сустава (ФОТО)Врачи ЛРКБ впервые за шесть лет провели операцию тотального эндопротезирования коленного сустава (ФОТО)Врачи ЛРКБ впервые за шесть лет провели операцию тотального эндопротезирования коленного сустава (ФОТО)Врачи ЛРКБ впервые за шесть лет провели операцию тотального эндопротезирования коленного сустава (ФОТО)Врачи ЛРКБ впервые за шесть лет провели операцию тотального эндопротезирования коленного сустава (ФОТО)Врачи отделения ортопедии и травматологии Луганской республиканской клинической больницы (ЛРКБ) благодаря гуманитарной помощи РФ впервые с начала боевых действий в Донбассе провели операцию тотального эндопротезирования коленного сустава.

Впервые с довоенных времен

Главный внештатный специалист Министерства здравоохранения ЛНР по ортопедии и травматологии, временно исполняющий обязанности главного врача ЛРКБ Дмитрий Котуха отмечает, что тотальное эндопротезирование коленного сустава (полная замена изношенного сустава искусственным – все примечания ЛИЦ) проводилось в Луганске лишь в довоенное время.

"Ставили небольшое количество коленных протезов. Связано это было с тем, что такой вид протезов ведет себя в восстановительном периоде немного не так, как, допустим, тазобедренный сустав. И операция сама по себе достаточно сложная, длительная, она занимает по времени точно так же, как и операция по замене тазобедренного сустава. Нашу пациентку мы оперировали один час 15 минут. Операционная бригада у нас состояла из меня, как главного травматолога, оперирующего хирурга Андрея Маяцкого, как заведующего отделением, и представителя кафедры травматологии и ортопедии нашего университета (ЛГМУ имени Святителя Луки) Андрея Ивченко. Анестезиологом была Ирина Пилипенко", - рассказывает он.

Учились заново

"Операция прошла штатно, несмотря на то, что она у нас первая в послевоенном периоде и работала в ней вновь обученная бригада врачей, за исключением Андрея Валерьевича (Ивченко), который и в довоенное время участвовал в этих операциях. А вот Андрей Сергеевич (Маяцкий) и я – два врача, которые учились заново проведению этой операции – мы проходили специализированные курсы на базе научно-исследовательского института травматологии и ортопедии имени Вредена в Санкт-Петербурге", - вспоминает Котуха.

Востребованная операция

Как отмечает врач, эти протезы ЛРКБ просила, начиная с 2014 года.

"Просили с самого начала войны. Постоянно заявки у нас висели на такие операции. Все потому, что количество пациентов, нуждающихся в таком оперативном лечении, очень велико. У нас патология коленного сустава, как и тазобедренного сустава, – одна из превалирующих патологий в ортопедии. Пациентам нужна высококвалифицированная помощь, а мы ее не могли выполнять ввиду отсутствия этих протезов", - пояснил он.

Уникальное оборудование

"В сентябре этого года мы получили из России 30 коленных протезов и, самое главное, специальный набор инструментов для их установки, что очень нам улучшило базу. Это такой набор инструментов, позволяющий ставить этот протез. Стоимость такого набора составляет три с половиной миллиона рублей – и это не считая самих протезов. Набор сделан в Германии фирмой, непосредственно изготавливающей такие протезы. Набор – это группа установочных инструментов – мерников различных, угломеров и других приспособлений, позволяющих до доли миллиметра установить необходимый компонент протеза. В Украине и в России, не считая больших ортопедических центров, такие наборы колесят по стране. Наша больница оказалась в выигрышном положении, потому что получила его в наше непосредственное пользование", - рассказал врач.

Качество жизни

Травматолог уверен, что тотальное эндопротезирование коленного сустава дает возвращение привычного образа жизни пациента, восстанавливает функции сустава и мышечной силы, и приносит исчезновение болевого синдрома.

"Во-первых, при проведении оперативного лечения мы избавляем пациента от боли при ходьбе. Ввиду того, что хрящ поражен, а операция проводится только тем, у кого деформирующий артроз коленного сустава (дегенеративно-дистрофическое заболевание коленного сустава – наиболее распространенный вид артроза), либо асептический некроз (омертвение участка костной ткани в суставной поверхности кости) – и таких пациентов больше всего мучает болевой синдром. После установки протеза, не считая периода реабилитации, больные уже довольны тем, что болевой синдром уходит. Это совершенно другое качество жизни", - подчеркивает врач.

Ставим на ноги

Котуха рассказал, что уже на второй день после операции больных "ставят на ноги".

"После операции мы пациентов поднимаем на второй день на костыли, и с дозированной нагрузкой на оперированную конечность он начинает передвигаться. Полный объем движений восстанавливается, ориентировочно, до трех-четырех месяцев. При успешной операции больной может приступить даже к занятию спортом через четыре месяца. Все дело в том, что во время операции проводится резекция поврежденного хряща, суставных поверхностей, выравниваются площадки под компоненты, компоненты устанавливаются на специальный цемент, что позволяет очень быстро ставить пациентов на ноги", - объясняет врач, показывая учебное пособие этого протеза целиком и в разобранном виде.

Десять лет в очереди

В прошлом работнице пенсионного фонда, а ныне пенсионерке из Луганска Валентине Алексеевне 71 год. Мучилась со своим коленом она, начиная с молодости, а ко времени операции уже практически перестала ходить.

"У меня нет коленного сустава, стерся совсем. В школьные годы я занималась спортом, получила травму коленного сустава. Пока молодая была, еще бегала, а потом колено вообще в бок вылезло. Еле ходила с костылями. Поставили диагноз: посттравматический деформирующий коленный сустав. Инвалидности нет, не оформляла, потому что это очень сложно. Стояла на очереди на протез я с 2010 года. После войны все время поддерживала связь с Дмитрием Юрьевичем (Котухой), и каждый год он приглашал меня на беседу, оценивал мое состояние, смотрел снимки ", - вспоминает женщина.

Пластмасса с пластиной

"Получили сустав – это такая пластмасса с платиной. Сустав гуманитарный, а я первая на очереди после войны. Сама операция бесплатная и проводится только жителям Республики. Препараты тоже все дают бесплатно, лишь некоторые пришлось искать и покупать самим, а основное дала больница", - рассказывает Валентина Алексеевна.

Киносеанс в операционной

"Поначалу я боялась операции. Отвезли в операционную, сделали спинной наркоз. Лежу как королева: надела наушники, смотрю фильм на планшете, а тем временем врачи работают. Но я все слышала: и как лобзиком пилили, и как молоточком забивали – все это без боли, я просто звук слышала, я уже поняла, что это не страшная операция. И действительно – на четвертые сутки меня поставили на ноги. Теперь я стою на ногах, хожу с ходунками, ногу уже сгибаю, работаем. Вот восстановление да, мучительное, эта лечебная гимнастика, но я терплю и занимаюсь", - смеется она.

Безмерная благодарность

"Я безмерно благодарна нашим докторам, в первую очередь, Дмитрию Юрьевичу (Котухе), Андрею Валерьевичу (Ивченко), заведующему отделением Андрею Сергеевичу (Маяцкому) – они делали операцию и сейчас мною занимаются, следят за мной. Безмерно просто благодарна и дай Бог им здоровья, успеха в их нелегком труде. Низкий поклон России, что дает нам протезы и возможность ходить. Просто нет слов", - с трудом сдерживает слезы счастливая пациентка.

Источник: ЛуганскИнформЦентр