Экологическая ситуация: два взгяда на общую проблему
22-11-2019, 11:11 0
Исторически сложилось, что на территории Донбасса были сосредоточены две третьих части промышленного потенциала страны, что создало огромную нагрузку на биосферу. Если в мирное время соблюдался относительный экологический баланс, то с началом агрессии ВСУ против мирных жителей Донбасса ситуация крайне осложнилась.
Конечно, сейчас, когда гремят взрывы и гибнут люди, вопросы экологии могут на первый взгляд показаться кому-то несерьезными. Однако специалисты уже предупреждают о том, что даже разорвавшиеся снаряды и мины могут погубить впоследствии немало человеческих жизней – медленно убивая тех, кто сумел пережить войну.
Зная это, руководство Народных Республик с первых дней их существования, уделяет огромное внимание предотвращению загрязнения окружающей среды и решению проблем ликвидации накопленного вреда.
Об экологической ситуации в Республике и о том, какие природоохранные мероприятия проводятся на территории, в интервью нашему изданию рассказала заместитель Министра природных ресурсов и экологической безопасности Елена Бойко
– Елена Михайловна, периодически в украинских СМИ появляется информация о каких-либо единичных нарушениях в природоохранной сфере. Однако полные данные об экологической ситуации, складывающейся сегодня по ту сторону Северского Донца, замалчиваются. Как лично Вы оцениваете экологическую ситуации на территории Луганской области, временно оккупированной Украиной?
– На территории Луганской области, временно подконтрольной Украине, как и в целом по стране, за годы военных действий наблюдается резкое ухудшение состояния окружающей среды.
Мы неоднократно озвучивали экологические проблемы, возникающие на сопредельной территории. Это и загрязнение реки Северский Донец по причине сброса в районе Лисичанска неочищенных канализационных сбросов, и неоднократное запланированное обесточивание водоканалов в Рубежном и Кременной, что влечет за собой экологические и эпидемиологические риски. Также это и вопрос сброса разогретых обратных вод Луганской ТЭС в Северский Донец, что привело к резкому «стаиванию» ледового покрова и образованию на поверхности воды большого количества пены желтого цвета.
Неоднократно говорили мы и о минировании военнослужащими вооруженных сил Украины шлюзов Мироновского водохранилища. Взрыв шлюзов водохранилища приведет к повышению уровня воды в реке Лугань и вызовет наводнение в населенных пунктах Троицкое, Калиново, Ирмино и Первомайск, что повлечет за собой большое количество жертв среди мирного населения, экологическую и гуманитарную катастрофу на всей территории Республики. Озвучивали мы и вопросы варварского уничтожения лесов, созданных поколениями лесоводов Луганщины.
– Естественно, реакции со стороны Украины никакой. Или, возможно, что-то изменилось и здравый смысл украинских чиновников восторжествовал?
– К сожалению, ничего не изменилось…
Руководство Украины, словно не замечая ужасающих экологических проблем внутри своей страны, считает своим долгом без конца указывать на экологические проблемы Луганской и Донецкой Народных Республик.
К тому же, в официальных СМИ Украины нередко высказывались обвинения ЛНР и ДНР в создании экологической катастрофы, не понимая, или не желая понимать, что причиной этой катастрофы является само руководство Украины.
Вывод из данной ситуации прост и неутешителен: украинские власти не хотят и не могут организовать решение возникающих экологических и техногенных проблем на подконтрольной территории.
– А какая экологическая ситуация складывается на нашей территории?
– Экологическая ситуация в Республике в основном обусловлена деятельностью предприятий металлургической и угольной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, доля которых достигает 90% от общих объемов загрязнения окружающей.
Хочу сказать, что в настоящее время отмечается сокращение уровня загрязнения окружающей среды в целом по ЛНР по сравнению с довоенным
периодом, в первую очередь, за счет уменьшения хозяйственной активности крупных предприятий, которые из-за введенной Украиной экономической блокады не имеют возможности работать на полную силу
– Елена Михайловна, за пять лет существования Республики в экологической сфере сделано много. Расскажите об основных достижениях.
– Отвечая на данный вопрос, хотела бы кратко рассказать о сделанном по отраслям.
Так, в рамках плана мероприятий по оздоровлению поверхностных вод Республики, утвержденного Главой ЛНР, расчищено прибрежной полосы водоемов площадью 71 га; устранено 175 заторов на реках Республики; убрано 301 куб мусора в прибрежных полосах водоемов и в руслах рек; высажено 900 саженцев в прибрежных зонах водоемов; расчищено прибрежной полосы 73 км.
Также распоряжением Главы ЛНР утвержден Рабочий план мероприятий по улучшению санитарного и экологического состояния рек Лугань, Ольховая, и Луганчик в 2019 году. В рамках реализации плана, по состоянию на 31 октября, расчищено прибрежной полосы водоемов площадью 30 га; устранено 83 затора; убрано 219 кубов мусора в прибрежных полосах водоемов и в руслах рек; расчищено прибрежной полосы 2,4 км.
Удалось нам усовершенствовать систему обращения с отходами за счет расширения перечня отходов, перерабатываемых на территории нашей Республики. Так, в Алчевске начата деятельность по утилизации отходов люминесцентных ламп на специализированной установке «Экотром-2У».
«Компании «Укрросресурсы» утилизирует резинотехнические и полимерные отходы, 80 видов отходов I–III классов опасности, в т.ч. отработанные масла и растворители, нефтешламы, просроченные лекарственные средства.
На территории Луганска началась реализация проекта ООО «Эковтор» по сбору ПЭТ-бутылки от населения с целью переработки отхода в товарную продукцию – ПЭТ-флекс (хлопья). Кроме того, данное предприятие планирует осуществлять сбор алюминиевых банок с целью передачи специализированным предприятиям в качестве металлолома.
Пришлось поднимать с нуля нам и рыбохозяйственную отрасль, развитие которой происходит по двум направлениям – выращивание собственного малька рыбы и дальнейшая ее пересадка в нагульные водоемы для выращивания до товарного размера.
На сегодняшний день у нас уже сформировались свои, пусть небольшие, рыбохозяйственные комплексы, которые могут охватить значительную часть своих рыбохозяйственных водных объектов, направленных на выращивание товарной рыбы.
К слову, 94% малька, запущенного в водоемы Республики, – собственного производства.
На территории Республики, помимо распространенных промысловых видов рыб: толстолоба, амура, карпа, карася, создано хозяйство по выращиванию и разведению осетровых видов и форели.
На сегодняшний день 37 пользователями зарыблены 45 арендуемых ими водоемов общей численностью более 530 тысяч штук малька из запланированных 900 тысяч.
Исходя из числа субъектов рыбохозяйственной деятельности, состоящих на учете в Минприроды ЛНР, и вышеуказанного зарыбления, планируемый вылов на текущий год должен составить 230 тонн рыбы. На сегодня выловлено уже более 157 тонн.
Да, мы только в начале пути и нам еще многое предстоит сделать, но мы выбрали верный путь и об этом не жалеем.
– Сделано, безусловно, много. Но Вы сказали, что над многими вопросами еще предстоит работать. Расскажите о ближайших перспективах.
– Хочу напомнить, 16 апреля текущего года указом Главы ЛНР утверждена Концепция государственной политики в сфере экологической безопасности и рационального природопользования на период до 2023 года.
Данная Концепция является составной частью национальной безопасности и представляет собой документ стратегического планирования.
Стратегической целью Республики в сфере экологической безопасности является решение задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды,
биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
С целью обеспечения реализации Концепции, 31 октября распоряжением Главы ЛНР был утвержден План мероприятий, который определяет конкретные меры государственной политики в сферах: совершенствования законодательства ЛНР – разработка проектов законов Об охране атмосферного воздуха, о мониторинге, о животном мире, лесной и водный кодексы; экономического механизма природопользования – определение источников финансирования природоохранных мероприятий, в т.ч. и за счет госбюджета, разработка и реализация целевых программ по охране окружающей среды; мониторинга окружающей природной среды – расширение сети наблюдений и количества компонентов окружающей среды, за которыми проводится наблюдение; охраны атмосферного воздуха, рационального использования и охраны водных ресурсов, земель, минерально-сырьевых ресурсов, сохранения объектов животного и растительного мира, управления особо охраняемыми природными территориями, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания, развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
Выполнение этих мероприятий позволит реализовать право каждого человека на благоприятную окружающую среду.
Лана ВОРОНЦОВА