Цветная революция по-боливийски
14-11-2019, 05:11 0
Как Боливия стала новым местом свержения социализма
Боливия известна мировыми уникальными достопримечательностями: здесь находится самый большой и самый популярный солончак в мире, самая высоко расположенная столица, самое высокогорное судоходное озеро, самая опасная «Дорога смерти», здесь проходит удивительный карнавал Оруро. Но, к сожалению, сегодня речь пойдет не о широких туристических возможностях страны в Южной Америке, а о том, как её северные «братья» продолжают свою борьбу с социалистическим строем.
Президент Боливии Эво Моралес подал в отставку из-за массовых протестов в стране, получив политическое убежище в Мексике. Власть в Боливии временно перешла к представительнице оппозиции из сената, которая неоднократно критиковала Моралеса, а сам Моралес считает произошедшее госпереворотом.
60-летний Эво Моралес бессменно занимал пост президента Боливии с 2005 года, он стал первым в истории страны этническим индейцем, занявшим эту должность. Популярность Моралеса среди населения долгое время была стабильно высокой за счет внедрения социальных программ, снижения уровня бедности, расширения прав коренных жителей. Однако после падения цен на энергоносители в экономике наметились серьезные проблемы: начал расти внешний долг, бюджет страны стал дефицитным. В последние годы экс-президент Боливии оказался в центре не только экономического, но и политического кризиса.
Очередной переворот или деМоралесация
Нынешняя волна протестов в Боливии началась после президентских выборов 20 октября. Предыдущие выборы, в 2005, 2009 и 2014 году, Моралес выигрывал в первом туре. На этот раз для победы ему нужно было набрать больше 50% голосов, либо больше 40%, но обогнав соперника на десять процентных пунктов.
Выборы прошли, и избирком начал подсчет голосов. Однако, подсчитав чуть больше 80%, избирательная комиссия Боливии внезапно перестала публиковать данные.
Около суток спустя цифры вновь появились на сайте избиркома, но разрыв между кандидатами теперь стремительно рос. 25 октября были обнародованы окончательные результаты – Моралес набрал 47,1% голосов, а его главный оппонент, бывший президент страны Карлос Меса – 36,51%. Разница составила 10,6%. Электоральный суд Боливии провозгласил Моралеса победителем.
Еще до объявления окончательных результатов оппоненты Моралеса заподозрили фальсификацию, и в стране вспыхнули протесты. Результаты выборов раскритиковали международные наблюдатели из Организации американских государств. Изменение рейтинга Моралеса там назвали серьезным и необъяснимым. Президент в свою очередь заявил, что против него готовится госпереворот, а протесты тем временем разрастались.
31 октября в ходе беспорядков в провинции Санта-Крус были убиты двое протестующих, еще шестеро ранены. К девятому ноября из нескольких крупных городов, включая столицу, начали приходить новости о переходе полицейских на сторону митингующих. Моралес вызвал представителей оппозиции на теледебаты, а своих сторонников призвал сплотиться и «защитить результаты народного голосования».
Меса, основной соперник Моралеса на прошедших выборах, призвал его уйти в отставку. В воскресенье Организация американских государств заявила, что по итогам аудита выборов получила доказательства фальсификаций. Однако Моралес не решался уйти до тех пор, пока в воскресенье командующий вооруженными силами Уильямс Калиман не призвал Моралеса подать в отставку. Калиман заявил, что военные «будут нейтрализовывать» людей, которые попытаются выступить против протестующих с оружием. Именно вмешательство вооруженных сил позволяет Моралесу говорить о попытке государственного переворота в стране. После него в отставку ушли также вице-президент Альваро Гарсиа Линера, глава сената Адриана Сальватьерра и другие.
Вторая вице-спикер сената Боливии, представитель оппозиции Жанин Аньес сообщила, что полномочия главы государства после отставки всего руководства страны переходят к ней. А боливийские полицейские получили ордер на арест экс-президента страны, но Моралес считает его незаконными.
Бой не на жизнь, а насмерть
Примечательно, что власти Кубы, Венесуэлы, Аргентины и Никарагуа также назвали происходящее в Боливии государственным переворотом. Что неудивительно, если учитывать геополитический фон региона последних десятилетий. Сейчас правильнее даже не обсудить не сложившуюся плачевную ситуацию Боливии, а то, что к ней привело.
Нельзя не заметить, что с середины прошлого века развернута активная борьба между коммунистической, социалистической и капиталистической системами. Везде, где всемогущий коммунистический аппарат вдруг начинал стремительно утрачивать власть, капитализм набирал обороты. Например, в Восточной Германии в 1953 году, в Венгрии в 1956-м, в Чехословакии в 1968-м, в Польше в 1980 году. Апофеозом этого стал, разумеется, развал
СССР, после чего и Европа, фактически была подана капиталистам на блюдечке.
В противовес этому в 2004 году на саммите 12 государств в Перу была создана региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки или Союз южноамериканских наций. В неё вошли Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай и Уругвай, страны Андского сообщества Боливия, Колумбия, Перу и Эквадор, а также Чили, Гайана и Суринам. В декларации указано, что она отражает стремление народов Латинской Америки к интеграции, единству и строительству общего будущего. Основная задача нового союза — в течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли. Таким образом, СЮН выбрали «левый» путь развития.
Нельзя не упомянуть Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), лидеры стран-участников которого мечтали и боролись за лучшее будущее. В основу такого объединения были положены идеи великого кубинца Хосе Марти о солидарности и общности языка, религии, культуры и истории. Этот союз был любовно назван «Наша Америка». Угадайте, кому было это неугодно?
Массовые государственные перевороты, убийство подписантов деклараций данных сообществ, различные информационные противоборства против самих стран – все это не что иное, как американский след в битве против социалистического строя, мешающего их политики. Вспомнить только смерть Уго Чавеса, которая повлекла за собой венесуэльский кризис, когда на трон взошел Николас Мадуро. Тогда он, получив на полгода чрезвычайные полномочия от парламента, объявил «экономическое наступление» и, в частности, ввёл 30-процентный потолок на прибыль для частных компаний. В результате этих действий возник дефицит основных товаров – таких как сахар и растительное масло.
Резкое снижение экспортных поступлений привело также к сворачиванию социальных программ, что в свою очередь обрушило популярность президента Мадуро. Кризис привел к обнищанию абсолютного большинства венесуэльского народа. В поисках пропитания жители страны идут даже в зоопарки, на помойки и городские свалки. Правительство открыто объявило, что причиной кризиса является коррупция, саботаж и спекуляции, а также ведущаяся против страны экономическая война со стороны США. И это лишь один из примеров того, как США ликвидировали мешающий строй в странах Южной Америки.
Что будет дальше?
До недавних пор Боливия оставалась страной, до которой руки Большого Брата ещё не добрались. Искать след Штатов не приходится, Дональд Трамп
лично заявляет о том, что он против «красной Америки» и социалистического строя, а в 11 ноября вовсе заявив, что отставка Моралеса – важный сигнал для «нелегитимных» властей Никарагуа и Венесуэлы.
«Вчерашняя отставка президента Боливии Эво Моралеса стала поворотным моментом для демократии в Западном полушарии. Соединенные Штаты аплодируют боливийскому народу в части его стремления к свободе, а боливийским военным – за выполнение клятвы защищать не только одного человека, но и конституцию Боливии. Эти события – важный сигнал нелегитимным режимам в Венесуэле и Никарагуа, что демократия и воля народа всегда победят. Сейчас мы на шаг ближе к абсолютно демократическому, процветающему и свободному Западному полушарию», – заявил Дональд Трамп.
В начале года Вашингтон обвинил президента Никарагуа Даниэля Ортегу в политических репрессиях, а также предсказал Ортегу скорое лишение власти. В свою очередь, американский лидер заявил, что США выступают в поддержку жителей всех стран, страдающих под гнетом социалистических или коммунистических режимов, в том числе и Никарагуа. Значит ли это, что «черная метка», выданная Трампом ещё двум странам, приведет к новым переворотам? Мы уверены, что да. Так было и будет, демократия США построена на крови. И пока есть несогласные с их политикой страны, кровь будет рисовать все новые и новые узоры на рукавах «Белого» дома.
Алексей ЛИТВИНОВ