Что будет с Донбассом дальше?

17-10-2019, 11:10 0

Что будет с Донбассом дальше?Донецкий военный корреспондент и фотограф Денис Григорюк изложил своё видение вероятных сценариев развития ситуации в ДНР и ЛНР для «Аналитической службы Донбасса».

Спектр возможностей
Разведение сил и средств в Петровском и Золотом не состоялось. Ожидаемо. Этому предшествовал ряд причин, по которым Украина не могла выполнить взятые на себя обязательства. Долгих три дня стороны пытались отвести вооружения от линии соприкосновения, но по вине Киева сделать такой огромный шаг к миру в Донбассе не удалось. Теперь нужно думать, какое будущее ждёт ЛНР и ДНР, да и в целом весь регион.

Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко озвучил предполагаемые сценарии развития дел вокруг Донбасса. Он сказал, что существует три пути: продолжение урегулирования конфликта с помощью Минских соглашений, сохранение текущей ситуации, так называемый тлеющий конфликт, и отказ от претензий на территории ДНР и ЛНР. Есть ещё один путь, о котором Пристайко вскользь упомянул.

Попробуем предположить, какой из озвученных вариантов будет приемлем для обеих сторон и к каким последствиям может привести каждый из путей.

Минские соглашения
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что он был готов сразу отказаться от Минских соглашений, но старшие товарищи из Европы и США сказали ему этого не делать. Дело в том, что тогда Запад был бы вынужден снять экономические санкции с Российской Федерации. Этого допустить не могут ни Киев, ни Вашингтон. Но это только пока. Поэтому новые украинские власти продолжили то, что начал Пётр Порошенко ещё в 2015 году.

Как и раньше, Киев не способен выполнить все пункты в том порядке, в котором они прописаны в Минских соглашениях.

Единственное, чего хотят добиться украинские власти — возвращение контроля над участком границы с Россией. Но это последний пункт мирных договорённостей. Для того чтобы до него дойти, необходимо выполнить кучу неудобных условий: амнистия, особый статус Донбасса, выборы на неподконтрольных территориях.


Выполнение хотя бы одного пункта приведёт к массовым беспорядкам и потенциальному государственному перевороту. Этому предположению есть реальные обоснования. Подписание «формулы Штайнмайера», в которой и прописаны особый статус и выборы в ЛДНР, спровоцировало акции протесты по всей Украине. Не обошлось без Петра Порошенко, который намерен таким образом вернуть себе трон. Что же говорить о том, если Киев всё-таки выполнит хотя бы один из политических пунктов Минских соглашений.

Кроме протестов националистов и радикалов, есть причины, по которым Киев не готов выполнять невыгодные условия мирных договорённостей. Камень преткновения — особый статус Донбасса, который способен изменить Украину. Если украинские власти предоставят автономию мятежным регионам, то остальные области потребуют того же. И тогда Украина могла бы стать федерацией. Власти в Киеве не готовы пойти на такой шаг.

И, конечно же, безопасность. Если ДНР и ЛНР войдут в состав Украины, то внутри страны начнутся конфликты. Люди, воевавшие последние пять лет друг с другом, должны будут сосуществовать в одной стране. Националисты уже продемонстрировали свои методы борьбы с теми, кто воевал на стороне ЛДНР. Убийство бывшего ополченца в Мариуполе красноречиво показало, что в одной стране не смогут жить люди с радикально противоположными взглядами на мир.

Так или иначе, это разорвало бы страну в клочья. Просто конфликт из открытого стал бы партизанским.

Тлеющая война
Этот путь предполагает сохранить статус-кво. Это на время успокоило бы националистов и радикалов, которые сейчас призывают к продолжению войны до победного конца — уничтожение сепаратистов. Продолжатся обстрелы, периодически линия фронта будут вспыхивать и затихать. В это время будут гибнуть мирные жители, разрушаться инфраструктура.

Для Киева важнее то, что будут умирать украинские военнослужащие. Об этом неоднократно говорил Зеленский. О том, что снаряды ВСУ убивают безоружных жителей фронтовой и прифронтовой зон, украинский президент не упоминал, но это не значит, что этого не будет


Рано или поздно, но радикалам этого будет мало. Им нужна полномасштабная война, как это было в 2014 году — дойти до Москвы, сжечь Кремль и казнить Владимира Путина. Разумеется, Зеленский не сможет это обеспечить, но националисты, зная о мягкотелости нынешних властей, продолжат давить на президента.

Нужно учитывать, что Европа больше не станет политическим и военным образом поддерживать Киев в походе на Москву. Времена изменились. Поэтому Зеленский окажется между двух огней.

Но если президент Украины всё же пойдет на обострение вооруженного конфликта, то можно предположить, что итог будет печальным. Учитывая опыт двух котлов, который доказал, что ВСУ только на словах являются сильнейшей армией Европы, можно предположить, что Киеву всё-таки придётся отвести вооружения, но уже насильно.

Отказ от территорий ДНР и ЛНР
Это наиболее приемлемый вариант из имеющихся для обеих сторон конфликта. Украина пять лет живёт без определённой территории Донбасса и без Крыма. Экономика государства давно перестроилась под нынешние реалии. Только идеологические и политические убытки понесёт Киев. Радикалы также будут против этого решения, но рано или поздно Зеленскому придётся что-то с ними делать, так как «баба Яга против» может продолжаться бесконечно.

Таким образом, можно избежать вооруженного конфликта и подпольных стычек идеологических врагов. В таком случае уж точно прекратится кровопролитие. Это ведь обещал Зеленский во время своей предвыборной кампании.

К тому же есть реальный, а не гипотетический пример — Приднестровье. Донбасс ещё с 2014 года сравнивают с этой непризнанной страной. Как бы там ни было, но приднестровцы уже более 20 лет живут в состоянии непризнанности.


Во время пресс-марафона Зеленский сравнивал эти два региона. Он назвал единственное различие — в Донбассе продолжают стрелять. Но не только это отличает Приднестровье от ДНР и ЛНР. Кишинёв торгует с непризнанными территориями. То есть нет никакой экономической блокады. Киев мог бы покупать донбасский уголь напрямую, без всяких «Роттердам+» и других коррупционных схем.

Это вариант компромисса. Стороны согласятся с тем, что от определённых территорий придётся отказаться. ДНР и ЛНР не вернут Славянск, Краматорск, Константиновку, Мариуполь и другие города, а Украина — Донецк, Луганск, Харцызск, Шахтёрск, Горловку. Но можно сохранить дружеские соседские отношения, выстроить контакты, исходя из реальности, а не пропагандистской или радикальной конъюнктуры. А главное, останутся живы сотни и тысячи людей, которые могли бы пострадать в результате открытого или подпольного конфликта.

Хорватский сценарий
Миротворцы всегда были в приоритете у Киева. В миротворческий контингент не входили бы россияне, так как Украина давила бы на то, что РФ является участником конфликта, хотя даже в Минских соглашениях нет ни слова о России.

«Голубые каски», по украинской версии, должны будут размещены по всей неподконтрольной Киеву территории Донбасса. Предполагается, что европейцы будут лояльны киевским властям, что позволит навести «порядок» по-украински. Националисты часто вспоминают опыт Хорватии, когда миротворцы допустили этнические чистки в Сербской краине. Радикалы забывают грузинский опыт.

8 августа 2008 года армия Грузии уничтожила миротворцев, которые разделяли противоборствующие стороны, и пошла в атаку на Цхинвал. Тогда такая провокация на тот момент президента Михаила Саакашвили привела к тому, что Российская Федерация ввела войска и принудила Тбилиси к миру.

А я напомню, что Европа не станет поддерживать Киев в походе на Донбасс, так как лидеры Франции и Германии неоднократно демонстрировали лояльность к России. Из-за санкций страдает европейский бизнес. А как известно, ничего личного, просто бизнес. Кроме того, курдский пример продемонстрировал, что Запад легко может отказываться от своих пешек, когда они становятся ненужными. Киев может на себе испытать этот печальный опыт.

Источник: Русская Весна