Незнание законодательства не освобождает от ответственности
20-08-2019, 11:08 0
Для нашего промышленного региона вопросы обращения с отходами были и остаются актуальными. После начала боевых действий на территории Луганской Народной Республики в сфере обращения с отходами появился ряд жизненно важных проблем, которые не были характеры для мирного времени. Осознавая серьезность сложившейся ситуации, Министерство природных ресурсов и экологической безопасности ЛНР прилагает максимум усилий для того, чтобы данная сфера только развивалась. Немаловажным остается и вопрос, связанный с законодательной деятельностью в этой отрасли.
О том, как ведется работа в этом направлении, какие жизненно важные документы были приняты для того, чтобы урегулировать вопросы обращения с отходами на территории ЛНР, и самое главное – об ответственности за загрязнение окружающей среды, в интервью нашему изданию рассказала главный специалист отдела обращения с отходами управления регулирования природопользования Минприроды ЛНР Ольга Некрасова.
– Ольга Викторовна, процесс формирования законодательства ЛНР в сфере обращения с отходами выстраивался практически с нуля. Сегодня мы смело можем говорить о том, что ряд жизненно важных вопрос все же удалось решить. Расскажите подробнее, какие документы были приняты для того, чтобы урегулировать вопросы обращения с отходами?
– Начну, пожалуй, с того, что весь процесс формирования законодательства в сфере обращения с отходами можно условно поделить на два этапа.
Первый этап охватывает период до принятия Народным Советом Закона «Об отходах производства и потребления», а второй, соответственно, – после принятия основного закона в сфере обращения с отходами.
Первым нормативным правовым актом в сфере обращения с отходами, принятым 21 марта 2015 года, стало Постановление Совета Министров «О специальном разрешении на некоторые виды деятельности». Это постановление позволило урегулировать процедуру выдачи основного документа – специального разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами.
Впоследствии именно вокруг данного постановления и началось формирование нашего законодательства. Так, для возможности реализации норм этого постановления было принято ряд документов. В частности – «Особые правила и условия осуществления операций по обращению с отходами», «Порядок ведения учета в сфере обращения с отходами», «Порядок проведения инвентаризации, идентификации отходов производства и потребления» и «Государственный классификатор отходов».
Все эти документы уже утверждались непосредственно приказами Минприроды ЛНР.
– Нельзя не вспомнить о том, что на первом этапе в Республике действовал Закон Украины «Об отходах», который применялся только в части, не противоречащей действующему законодательству ЛНР.
– Да, это действительно так. Хочу отметить, что этот закон ограничивал нас в реализации необходимых полномочий и не давал возможности в полной мере влиять на сложившуюся ситуацию. При этом, когда я говорю «нас», я имею ввиду не только Минприроды ЛНР, а и другие исполнительные органы государственной власти, которые обладают полномочиями в сфере обращения с отходами. В первую очередь это Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Министерство здравоохранения.
Именно поэтому необходимость принятия нашего собственного закона стала одной из главных задач. И вот 10 июня 2016 года мы получили Закон «Об отходах производства и потребления». Он четко разделяет полномочия государственных органов и содержит только тем нормы, в том числе права и обязанности предприятий, которые можно реализовать в наших условиях.
– Ни для кого не секрет, что система природоохранного законодательства Российской Федерации для охраны окружающей среды выдвигает для предприятий гораздо более строгие требования, чем аналогичная система Украины. Так на какие норм законодательства в большей степени ориентируемся мы?
– Да, это действительно так! Также должна подчеркнуть, что со времен распада Советского Союза природоохранное законодательство Украины и Российской Федерации развивалось в разных направлениях и во многих моментах существенно отличается.
Поэтому наш закон является своеобразным «мостом» между украинским и российским законодательствами. Он содержит в себе знакомые для предприятий требования в сфере обращения с отходами, при этом в значительной степени ориентируется на нормы законодательства Российской Федерации.
Если заканчивать эту тему, то стоит сказать о том, что законодательство в сфере обращения с отходами является составной частью общего законодательства, а значит при изменении одних нормативных правовых актов требуется внесение изменений в другие. Таким образом, законодательство постоянно совершенствуется.
Уже после вступления в силу нашего закона было принято 5 постановлений Совета Министров и 29 приказов Минприроды ЛНР, которые регулируют вопросы обращения с отходами.
– Сегодня мы смело можем говорить о том, что законодательство в сфере обращения с отходами устоялось. Ольга Викторовна, расскажите о том, какие требования должны соблюдать предприятия для того, чтобы не допустить загрязнение окружающей среды?
– Основные требования к юридическим и физическим лицам – предпринимателям содержатся в статье 16 Закона Луганской Народной Республики «Об отходах производства и потребления». Среди прочих можно выделить следующие обязанности природопользователей – это принятие надлежащих мер по обращению с отходами, обеспечивающих охрану окружающей среды и сохранение природных ресурсов; ведение первичного учета отходов; проведение инвентаризации отходов; получение специального разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами и лимитов обращения с отходами; недопущение смешивания отходов; уплата экологического налога за размещение отходов; возмещение вреда, причиненного не только окружающей среде, но и здоровью и имуществу населения.
Хочу акцентировать внимание на том, что за несоблюдение требований законодательства предусматривается ответственность.
Органами экологического надзора на нарушителей законодательства в сфере обращения с отходами были наложены штрафы на сумму 1 млн 128 тыс. рублей, что составляет 62% от общего размера наложенных штрафов за нарушение природоохранного законодательства.
Около трети, а именно 32%, всех составленных протоколов о нарушениях природоохранного законодательства приходятся именно на нарушения в сфере обращения с отходами.
– Раз Вы уже затронули эту тему, расскажите, чем грозит предприятию неисполнение требований законодательства в сфере обращения с отходами?
– В соответствии с Кодексом ЛНР об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления для субъектов хозяйствования предусмотрены следующие виды наказаний: на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на физических лиц-предпринимателей – от 10 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц может быть наложен административный штраф в размере от 50 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
– Штрафы действительно серьезные, но, несмотря на это, нарушители все же имеются, верно?
– Опыт общения с предприятиями, особенно небольшими, позволяет сделать выводы о том, что даже само понятие «отходы» они трактуют по-своему. Предприятия считают, что отходы – это то, что у них осталось на территории и не было использовано или вывезено. Однако это неверный подход, поскольку законодательством установлено четкое определение данного понятия, которое, естественно, гораздо шире. В такое случае, при проведении проверок соблюдения природоохранного законодательства на предприятиях выявляются нарушения, которые влекут за собой штрафные санкции.
И такие нарушения выявляются регулярно. В качестве примера я хочу привести данные органов экологического надзора Минприроды ЛНР за второй квартал этого года. Так, около трети, а именно 32%, всех составленных протоколов о нарушениях природоохранного законодательства приходятся именно на нарушения в сфере обращения с отходами.
При этом органами экологического надзора на нарушителей законодательства в сфере обращения с отходами были наложены штрафы на сумму 1 млн 128 тыс. рублей, что составляет 62% от общего размера наложенных штрафов за нарушение природоохранного законодательства.
Закон «Об отходах производства и потребления». Он четко разделяет полномочия государственных органов и содержит только те нормы, в том числе права и обязанности предприятий, которые можно реализовать в наших условиях.
– На деле получается так: закон работает, ответственность за его нарушение либо же несоблюдение предусматривается достаточно серьезная, при этом предприятия продолжают систематически нарушать требования, прописанные в законе, как Вы считаете, почему?
– В основном, это случается по двум причинам.
Первая – это элементарное незнание законодательства, своих прав и обязанностей.
Второй причиной является незнание действующего законодательства в совокупности с халатным отношением предприятия.
Хочу обратить внимание на то, что, как правило, на крупных и средних предприятиях выявляется незначительное количество нарушений. Это связано с тем, что на таких предприятиях либо предусмотрены должности экологов, либо вопросы обеспечения экологической безопасности вменены в обязанности одного или нескольких сотрудников.
По-другому обстоят дела на предприятиях малого бизнеса и у физических лиц–предпринимателей, на которых в лучшем случае вопросы обращения с отходами решает непосредственно руководитель, а в худшем – вообще никто.
К тому же, в довоенное время плановыми проверками были охвачены преимущественно субъекты крупного и среднего предпринимательства – поэтому они точно знают, какие документы у них должны быть и как правильно обращаться с отходами.
А предприятия малого бизнеса в своем большинстве оставались неохваченными экологическим контролем. Такие предприятия, зачастую даже не знают, какие отходы они образуют, и что с ними необходимо делать.
При этом стоит отметить, что размеры штрафов, которые были предусмотрены украинским законодательством, не только не стимулировали получать необходимую документацию или соблюдать правила обращения с отходами. Даже наоборот, заплатив сравнительно небольшой штраф такие предприятия продолжали работать с нарушениями законодательства.
Например, превышение лимитов образования и размещения отходов, смешивание отходов, передача отходов организациям, которые не имеют права принимать отходы, наказывалось штрафом в пересчете на рубли от 85 до 210 рублей.
В настоящее время под контролем Министерства природных ресурсов и экологической безопасности ЛНР за счет привлечения частного бизнеса решен вопрос переработки более 120 видов отходов, в т.ч. 80 видов отходов I-III классов опасности, представляющих повышенную опасность для окружающей среды и здоровья человека.
– Вы сказали о том, что многие предприятия не знают требований действующего законодательства в сфере обращения с отходами, поэтому вполне логичным будет вопрос: какая работа проводится министерством для повышения экологической грамотности субъектов хозйствования?
– Для того чтобы донести всю необходимую информацию предприятиям и свести к минимуму потенциальные конфликтные ситуации, мы постоянно повышаем уровень экологического образования субъектов хозяйствования.
Хочу отметить, что работы в данном направлении нашим министерством ведутся еще с марта 2015 года. При этом формы подачи материала, если так можно сказать, мы используем самые разнообразные. Это информирование предприятий через печатные издания, размещение информации на официальном сайте Минприроды ЛНР, оказание консультативной помощи в телефонном режиме, ну, и конечно, наиболее наглядная форма нашего взаимодействия – это проведение тематических семинаров.
Также мы неоднократно задействовали администрации городов и районов в информировании предприятий о необходимости получения разрешительной документации и соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами.
– Вы сказали о разрешительной документации, какие изменения произошли после принятия Закона «Об отходах производства и потребления»?
– Основные изменения коснулись количества необходимых документов для работы в рамках правового поля.
К примеру, если природопользователи Украины должны иметь до семи основных документов в сфере обращения с отходами, то в Луганской Народной Республике для работы в рамках правового поля предприятию достаточно иметь всего до трех документов. Это связано с тем, что информация об отходах в украинских документах зачастую дублировалась или переносилась из одного документа в другой с небольшими изменениями.
При этом нами были значительно упрощены процедура и формы документов, что с одной стороны облегчило жизнь предприятиям, а с другой – не дало нам упустить рычаги влияния на субъектов хозяйствования, которые могут представлять опасность для окружающей среды.
– Ольга Викторовна, какие документы в сфере обращения с отходами нужно иметь предприятию, чтобы не было проблем с контролирующими органами?
– Прежде всего, предприятию необходимо провести инвентаризацию отходов: выяснить какие отходы у него образуются, в каком количестве и как с ними правильно обращаться. Результаты инвентаризации отходов оформляются в виде отчета, который предприятие должно поставить на учет в Минприроды ЛНР. Это первый и базовый документ в сфере обращения с отходами.
При этом предприятие в процессе проведения инвентаризации отходов на основании четко определенных критериев самостоятельно определяет необходимость получения второго документа – специального разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами. Если на предприятии образуется незначительное количество отходов, которые не представляют серьезной опасности для окружающей среды, то ему не надо будет получать специальное разрешение.
При этом Законом Луганской Народной Республики «Об отходах производства и потребления» предусмотрено освобождение от проведения инвентаризации отходов и получения специального разрешения еще для двух групп субъектов хозяйствования.
Первая – это субъекты хозяйствования, преимущественно занимающиеся организационной и офисной деятельностью, у которых образуются только бытовые отходы и которые заключили договоры на передачу этих отходов с коммунальными службами.
Вторая группа – это государственные бюджетные (неприбыльные) учреждения – это органы государственной власти, больницы, школы, детские сады, музеи, театры и так далее.
При этом данным субъектам хозяйствования необходимо знать, что освобождение от получения разрешительной документации не освобождает их от ведения первичного учета обращения с отходами и уплаты экологического налога за размещение отходов.
Ну, и последний – третий документ – это характеристика объекта размещения отходов. Ее предоставляют в Минприроды ЛНР только те предприятия, которые эксплуатируют специальные сооружения для долгосрочного хранения отходов: породные отвалы, шламонакопители, полигоны твердых бытовых отходов, навозохранилища и тому подобное.
Наличие всех вышеперечисленных документов позволить предприятиям работать в правовом поле.