Бабий Яр. Жестокая трагедия, ставшая всемирным символом Холокоста
16-08-2019, 01:08 0
Практически 78 лет назад – 29 сентября 1941 года – в урочище Бабий Яр гитлеровцы начали массовые расстрелы еврейского населения Киева. Именно эта трагедия стала всемирным символом Холокоста.
Нацисты убивали евреев и до Бабьего Яра, но именно Киев стал первым городом Европы, где уничтожили всю еврейскую общину.
Бабий Яр в годы немецкой оккупации
В годы оккупации Киева немецкими войсками Бабий Яр использовали как место массовых расстрелов. 27 сентября 1941 г. фашисты расстреляли 752 пациента психиатрической больницы имени Ивана Павлова, расположенной вблизи Яра. Общеизвестный факт, что немцы относились к душевнобольным как к «человеческому мусору».
В сентябре 1941 года оккупационная власть арестовала девять главных киевских раввинов, приказав объявить общине: «После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут отправлены в безопасные места…».
28 сентября по всему городу были расклеены объявления, чтобы 29 сентября все евреи к 8 часам утра собрались на углу Мельниковой и Доктеривской с документами и ценными вещами.
В это время всем дворникам города Киева было приказано дезинформировать население о намерении оккупационной власти провести перепись, а впоследствии переселение евреев. В назначенном месте немцы устроили пропускной пункт и канцелярию. Людей пропускали группами по 30-40 человек, отбирали у них личные вещи, приказывали раздеться, а затем загоняли их палками на край оврага глубиной 20-25 метров и расстреливали. Чтобы заглушить выстрелы и не создать паники среди ожидающих своей участи евреев, немцы включали музыку и запускали в небо самолет, который кружил над яром, провожая мучеников в последний путь. После заполнения рва двумя-тремя слоями тел, их засыпали землей. За целые сутки фашисты не успели расстрелять всех прибывших на место казни евреев, поэтому оставшихся размещали на время в военных гаражах. С 29-го по 30-е сентября 1941 года немцы, под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеля, при участии Киевского куреня украинской вспомогательной полиции под командованием П. Захвалынского убили в Бабьем Яру 33 771 человек. Массовые убийства продолжались до самого ухода фашистов из города.
Очевидцы страшного преступления свидетельствовали о том, что немецкие фашисты отбирали младенцев у умоляющих не убивать их детей матерей, и живыми бросали в овраг. Самой молодой жертве трагедии было всего три дня: ребенок родился 26 сентября, а уже 29 сентября разделил трагическую судьбу своих родителей. Самой старшей жертве, покоящейся на дне обрыва, было 103 года.
Вблизи Бабьего Яра был открыт Сырецкий концентрационный лагерь, в котором держали коммунистов, комсомольцев, подпольщиков, военнопленных. Общее число погибших в этом концлагере составляет около 25 000 человек. Кроме того, немецкие нацисты придумали создание в Бабьем Яру мыловаренного завода, сырьем для которого должны были послужить кости расстрелянных.
В августе-сентябре 1943 года, отступая из Киева, немцы попытались скрыть следы своих тяжких преступлений и частично уничтожили концлагерь, раскопали и сожгли с помощью заключенных евреев десятки тысяч тел. Более того из Германии были привезены специальные машины, на которых перемалывались кости, а пепел от них рассеивался по всему Бабьему Яру.
Ночью 29 сентября 1943 года 329 заключенных-смертников организовали восстание, в ходе которого 311 из них погибли, спастись бегством удалось только 18-ти, они и предали огласке засекреченные планы фашистов скрыть следы массовых убийств.
Согласно материалам Нюрнбергского процесса, массовое убийство в Бабьем Яру называлось «утилизацией золота», поскольку с места казни в Германию привозили мешки с золотом и драгоценностями. По одной из версий, немцы вовсе не пытались замести следы, когда начали откапывать труппы и сжигать их на открытых печах, поскольку они гордились своей работой. Причина была гораздо глубже: как оказалось, перед казнью многие обреченные глотали украшения, поэтому было решено провести эксгумацию, трупы сжечь, а золу просеять с целью наживы.
По разным подсчетам, в Бабьем Яру в период с 1941 по 1943 год было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек.
Участие украинских националистов
Бабий Яр стал горестным символом Холокоста, свидетельством военных преступлений, совершенных гитлеровцами и их помощниками из числа украинских националистов. Потому так важна память об этой дате и сегодня, когда человеконенавистническая идеология нацизма вновь поднимает голову.
Погромы и геноцид еврейского населения Украины руками украинских вспомогательных частей начались с так называемых «Дней памяти Петлюры» (З0.06 – 2.07.1941 года) во Львове, когда украинские националисты учинили расправу над беззащитным населением первого же захваченного немцами крупного украинского города. По всему городу были развешаны ОУНовские воззвания: «Народ! Знай! Москва, Польша, Мадьяры, Жидва – это твои враги! Ляхов, жидов, коммунистов уничтожай без милосердия!» Почитаемый ныне в Украине как национальный герой и многолетий руководитель ОУН Ярослав Стецько писал тогда: «Стою на позиции уничтожения жидов и необходимости переноса на Украину немецких методов экстерминации жидовства».
Далее по всей Западной Украине начался тотальный геноцид исторически многочисленного еврейского населения. Евреям приписывались поддержка советской власти, соучастие в преступлениях НКВД и «историческая вина» перед украинской нацией со времен средневековья. Наибольшее количество жертв Холокоста приходится именно на регион Западной Украины – 977 тысяч человек (только во Львовской области 260 тысяч убитых).
После занятия Киева гитлеровскими войсками в сентябре 1941 года одной из первейших задач нового оккупационного режима стало истребление многочисленного еврейского населения города в рамках так называемого окончательного решения еврейского вопроса. В необходимости ликвидации евреев не сомневались как немецкие нацисты, так и союзные им украинские националисты из ОУН. Еще весной 1941 года в решениях Второго конгресса ОУН, проходившего в оккупированном гитлеровцами Кракове, было четко указано: «Евреи в СССР являются преданнейшей опорой господствующего большевистского режима и авангардом московского империализма в Украине… Организация украинских националистов борется с евреями как с опорой московско-большевистского режима…».
В Советском Союзе об участии украинских националистов в Бабьем Яру деликатно не говорили, чтобы не разводить межнациональные конфликты внутри страны. Точно так же не говорили, что в 1943-м, в ходе карательной операции «Зимнее волшебство» на севере Беларуси, основной силой были не немецкие, а латышские полицейские батальоны, что прибалтийские коллаборационисты участвовали в блокаде Ленинграда.
Одним из формирований, вошедшим в сентябре 1941 года в Киев, был так называемый «Буковинский курень», созданный из ОУН Мельника. И этот «курень» участвовал в охране тех, кого сгоняли для расстрелов. 29 сентября командование украинской полиции в Киеве издало распоряжение №5, в котором обязало всех комендантов домов в 24 часа сообщить о проживающих в их домах евреях, коммунистах и сотрудниках НКВД. Этот документ был подписан комендантом украинской полиции в Киеве Дмитром Мироном-Орликом.
После окончания Великой Отечественной войны украинские националисты поспешили объявить себя в роли жертв гитлеровского режима. В частности, утверждается, что в Бабьем Яру была расстреляна поэтесса-националистка Олена Телига со своими коллегами из ОУНовской газеты «Украинское слово». Ей соорудили персональный памятник на территории мемориального комплекса. Правда, президент Еврейского совета Украины и председатель фондов «Память жертв фашизма в Украине», «Память Бабьего Яра» и фонда Шолом-Алейхема Игорь Левитас считает, будто «повсеместно тиражируемая информация о том, что в Бабьем Яру расстреляли известную украинскую поэтессу Елену Телигу и других националистов – это миф». Левитас утверждает, что их расстреляли в киевском гестапо (ныне здание СБУ). Однако за этими спорами как-то ускользает от внимания, что сама поэтесса, как и ее коллеги по оккупационному листку, пока не попали в опалу, с гитлеровским режимом исправно сотрудничали и его деяния (включая «освобождение от власти жидо-большевиков») радостно восхваляли.
Олена Телига, Улас Самчук, Иван Багряный и прочие украинские «классики литературы», чьи произведения изучают в школах и вузах, безнадежно скомпрометированы добровольным сотрудничеством с гитлеровцами.
«Мы, украинцы, с гордо поднятым челом возвращаемся в новую Европу, которая появилась в гениальной мысли большого европейца — Адольфа Гитлера. В такую Европу мы верим, такую Европу мы проповедуем», – писал один из таких духовных учителей украинской нации, зондерфюрер Степан Скрыпник.
После войны зондерфюрера Скрыпника назначили епископом Украинской автокефальной православной церкви. А на здании Национальной оперы в Киеве появилась мемориальная доска в честь Дмитра Мирона-Орлика. Того самого, который подписал распоряжение N5 Киевской комендатуры от 29 сентября 1941 года…
Максим ЖУРАВЛЕВ
#БезСрокаДавности