В ритме Рондо (ФОТО)

12-03-2018, 12:03 0

В ритме Рондо (ФОТО)
Все они – одаренные, творческие, самобытные, каждый по-своему. В главном, впрочем, они – типичные представители нашей молодежи: увлеченные, креативные, целеустремленные, не чуждые экспериментаторству, удивительно работоспособные и готовые к покорению любых вершин.

Каждый из них – совершенно уникальная личность. Но эта «особость» уходит на второй план, переплавляясь в цельный, монолитный образ, едва они, все вместе, поднимаются на подмостки. Здесь они – единое целое, слаженный организм, живущий по призванию, в согласии с велением муз. И, конечно, со сверхидеей художественного руководителя и задумкой постановщика.
В ритме Рондо (ФОТО)
Есть мнение
Директор ГУ ЛНР «Луганская академическая филармония» Вера Геций:

– С этим коллективом у меня лично ассоциируется словосочетание «чрезвычайно трудолюбивые». Ребята в этой жизни успевают все: с семи утра стоять у станка на репетиции, в десять поехать на концерт, вернуться – и снова пойти на концерт.

Они очень активные не только в профессии, но и в жизни. Принимают и поддерживают хорошие молодежные инициативы, поэтому их можно встретить и на балах, и в героико-патриотических акциях. То есть коллектив развивается не только в профессиональном плане, но и успевает всесторонне участвовать в общественной жизни и филармонии, и города, и Республики.
В ритме Рондо (ФОТО)
Заслуженный деятель искусств Луганской Народной Республики, художественный руководитель ансамбля танца «Рондо» Оксана Фаренникова:

– Наверное, я буду излишне эмоциональна, но не могу не признаться, во-первых, в любви к своей профессии, которой эти ребята отдаются всецело, а во-вторых, к нашему коллективу – большой, дружной творческой семье.

Балетмейстер-постановщик ансамблей «Раздолье» и «Рондо» Алла Богунова:

– Они удивительно пластичные и в то же время каждый из них – из тех, о которых говорят: «со стержнем внутри».

Итак, знакомьтесь…
В настоящее время «Рондо» – это артисты балета (Алена Турта, Кристина Кравченко, Анна Покусаева, Анастасия Дубинина, Анна Скрипниченко, Никита Крохмалев, Руслан Кочев, Никита Морозов), балетмейстер-постановщик и хореограф-репетитор женского состава Ольга Роговец, хореограф-репетитор мужского состава Дмитрий Нестеренко, балетмейстер-постановщик Алла Богунова, концертмейстер Виктор Иващенко, костюмер Людмила Федосова, швея Надежда Красникова. Художественный руководитель ансамбля – Оксана Фаренникова.

– Наряду с постоянным творческим постановочным составом, мы с удовольствием работаем и с приглашенными балетмейстерами. Это профессионалы, имеющие большой опыт и определенный статус в своем направлении хореографии. Такая форма работы помогает нам добиться разнообразия репертуара, а это залог творческой востребованности и постоянного профессионального роста молодых артистов балета,– рассказывает Оксана Фаренникова.

Как отмечает Вера Геций, данное направление – не свойственное для филармонической деятельности, и наличием в своем составе такого коллектива могут похвастаться немногие филармонии.
В ритме Рондо (ФОТО)
– Изначально, когда создавался этот коллектив, мы с Оксаной Борисовной (Фаренниковой – ред.) говорили, что хотелось бы, чтобы в нашей филармонии существовал такой жанр. В других филармониях нет такого – выделенного – коллектива хореографического профиля. Но мы все-таки изначально придерживались академического направления «Рондо», – отмечает Вера Геций. – Начинали скромно: первый состав был 8 человек.

За короткое время в филармонии был сформирован хореографический состав, на первых порах появлявшийся на сцене в сопровождении выступлений вокалистов, камерно-инструментального ансамбля «Киевская Русь», музыкального лектория.

Первое появление на публике «Рондо» произошло во время джазовой программы и проходило в режиме, как говорится, с корабля на бал. Ребята настолько серьезный рывок сделали в развитии, что опередили даже организационную часть подготовки к выступлению.
В ритме Рондо (ФОТО)
– Мы не успевали костюмы пошить, поэтому заимствовали их на подборе, чтобы коллектив все-таки вышел на сцену, – делится Вера Геций.

Ребята тогда появились, как вспоминает художественный руководитель коллектива, на сцене дважды, являясь хореографическим оформлением выступлений других. И, конечно, молодые танцоры очень переживали. Живой звук, причем джазовая музыка, достаточно сложный жанр, с импровизацией – то есть не знаешь, что произойдет в следующий момент. Поэтому в тот самый первый раз роль сопровождения далась ребятам непросто.

– Это была жесткая премьера. Знаете, как не умеющего плавать бросить на середину реки: выплывет – или не выплывет, – отмечает руководитель «Рондо». – Так и ребята прошли проверку, как мы говорим, «вышли на зрителя» и выдержали.

И получили первые свои в этом качестве и на этой сцене аплодисменты.
В ритме Рондо (ФОТО)
– Подготовка шла быстро, прямо-таки молниеносно, помогали все, старались, чтобы добавить неожиданную для зрителя грань в концерт. И нам ничего другого не оставалось, как только выйти – и оправдать доверие и общие усилия, – резюмирует Оксана Фаренникова.

Сейчас же без «Рондо» не обходится ни один мало-мальски значимый концерт республиканского или столичного уровня. Изначально вспомогательное ответвление постепенно превратилось в самобытное направление в творчестве, с достаточно объемным ярким «багажом» собственных сценических находок, успехов, самостоятельных проектов. В настоящее время в репертуаре ансамбля – около 80 номеров, в том числе около 50 оформительских постановок, не считая работ в прологах тематических мероприятий.

– «Рондо» действительно стало украшением многих программ, и ансамбль начал развиваться самостоятельно в этом жанре – через постановки, которые были осуществлены в последнее время. То есть из этой многообразной палитры, в которой он чувствует себя уверенно – фолк, классика, эстрада, – родилась особая эстетика, появилась неповторимая хореографическая культура, присущая только этому коллективу, – констатирует Вера Геций.

Грани становления
История «Рондо» началась в 2012 году, когда коллектив был танцевальной группой в составе ансамбля эстрадной и джазовой музыки «Combo». Вскоре было принято решение о создании на базе группы самостоятельного балета филармонии, который получил название «Flame Dance» («Пламя танца»).
В ритме Рондо (ФОТО)
За короткий период времени, благодаря профессионализму и таланту художественного руководителя и постановщика Оксаны Фаренниковой, имеющей богатый опыт работы на сцене Луганского академического украинского музыкально-драматического театра в качестве артистки балета и постановщика хореографии, балет стал одним из самых востребованных художественных коллективов филармонии. За год своего существования коллектив подготовил свыше 30 хореографических постановок, выступал в концертах на сценических площадках города Луганска, перед зрителями Луганщины и стран ближнего зарубежья.

В 2013 году на базе балета формируется ансамбль танца «Рондо». Это – универсальный коллектив, который с успехом работает в направлении современной, народной, классической, стилизованной хореографии, пропагандируя хореографическое искусство как подлинное выражение глубочайших душевных чувств человека, способного воспринимать всю красоту окружающего мира через разные способы эмоционального выражения.

– Ставилась задача – и «Рондо» с легкостью с нею справлялся, брал новую высоту в творчестве. И по сей день коллектив работает на очень хорошем уровне, остается верен себе, выдерживает напряженные темпы, сохраняет преданность тому делу, в котором по-своему стал первым. В этом, конечно, большая заслуга руководителя «Рондо»,– уверена директор филармонии Вера Геций.
В ритме Рондо (ФОТО)
«Рондо» сотрудничает со многими коллективами и солистами филармонии. Хореографические композиции ансамбля отличают выразительные пластика и мимика, динамика движений, темпоритм, пространственный рисунок, необычная композиция, а также яркие, подчеркивающие особенность каждого номера костюмы.

В сентябре 2014 года ансамбль одним из первых вышел на концертные площадки ЛНР. Коллектив активно участвует в тематических мероприятиях города и Республики, пластическое оформление прологов артистами ансамбля настраивает зрителя на определенные эмоции и помогает сопереживать события, отображаемые в мероприятии.

– «Рондо» – единственный именно профессиональный хореографический коллектив, который есть в Луганской Народной Республике, – подчеркивает балетмейстер-постановщик ансамблей «Раздолье» и «Рондо» Алла Богунова.

Чрезвычайно насыщенными выдались для коллектива 2016 и 2017 годы. Апрель 2016-го – первая сольная программа в двух отделениях «Грани вдохновения»; август – вместе с другими артистами филармонии побывал с гастролями в нескольких городах Республики Крым; сентябрь – в рамках федеральной программы «Большие гастроли» вместе с другими артистами филармонии выступал в городах Липецк, Тула и Воронеж.

Сентябрь 2017-го – гастрольный тур по городам РФ – Ессентуки, Кисловодск, Сочи, Краснодар – с программой «Витраж в отражении музыки органа».
В ритме Рондо (ФОТО)
Вживаясь в образ
Только дилетанту кажется, что выступление на сцене – праздник. Да, для артиста выход на сцену – это реальный праздник – праздник встречи со зрителем, то, ради чего живет артист, но чтобы этот праздник состоялся, артист долго к нему готовится. На самом деле, кажущаяся легкость движений дается потом и тяжким трудом. Филигранная ткань танца оттачивается многочасовыми изнурительными репетициями. Упорная, настойчивая, порой нудная из-за постоянных повторов работа, со вспышками раздражения из-за никак не поддающихся элементов, перемежающихся краткими моментами ликования: вот оно, получилось! И все это – «всего лишь» ради краткого момента выступления – этих нескольких, завораживающих зал минут парения, грации, легкости, гармонии. И этих аплодисментов в финале...

Выдержать такой ритм, прочувствовать вкус этой жизни, наполнить ее глубинным смыслом по силам не каждому. Во многом это зависит от тех, кто вводит тебя в мир искусства и потом ведет за собой. «Рондо» повезло со старшими коллегами по филармонии и с наставниками: внимательными, заботливыми, но когда надо – и жесткими, и требовательными.
В ритме Рондо (ФОТО)
– Мне, как человеку, влюбленному в свою профессию, хочется, чтобы мои артисты испытывали не только удовлетворение от своей работы, но чтобы они научились чувствовать и ощущать счастливые минуты творчества.

Чтобы они могли прожить насыщенную, многообразную творческую жизнь как артисты балета, чтобы каждый из ребят мог реализовать себя в творческом поиске. И потом, когда это оценено зрителем, то, конечно, это незабываемые мгновения, которые хочется повторять и повторять. Именно такие минуты в жизни каждого артиста подпитывают эмоционально, и дают очень мощный заряд для дальнейшей работы.


Рассказывая о своих коллегах, артистах балета, художественный руководитель коллектива порой выглядит как глава большого семейства.

– Знаете, они меня и называют мамочкой, а я их люблю, как своих детей. «Рондо» – большая дружная семья, – делится Оксана Фаренникова.

Но тут же добавляет, что личные отношения отходят на второй план, когда речь идет о постановке.

– Если это касается работы и мне нужно добиться от них какого-то конкретного результата, то, конечно, к ним отношение в этом момент как к коллегам. Причем как к коллегам, понимающим поставленную задачу. Приходится, конечно, и напоминать, что нужно не только выучить движения, но еще и вжиться в тот или иной образ. А для этого необходимо наполнять свой внутренний мир впечатлениями , полученными от произведений искусств, будь то литература, живопись или кинематограф.

То есть бывают и такие, своего рода, воспитательные беседы, которые помогают поднять профессиональный уровень не только в исполнительском, техническом плане, но и в художественном и духовном, – поясняет она.

И этому аспекту уделяется достаточно много внимания в процессе подготовки каждой новой композиции. Одна из последних находок была сделана, как отмечает Оксана Фаренникова, благодаря директору филармонии Вере Васильевне Геций – серия дисков «Большой балет», которую коллектив просматривает сейчас с большим увлечением и не без пользы для последующих собственных уже появлений на сцене.

– Знаете, был очень яркий момент, отвечающий на вопрос, чего в Оксане Борисовне больше по отношению к коллективу: мамы – или коллеги, – подключается к разговору балетмейстер-постановщик ансамблей «Раздолье» и «Рондо» Алла Богунова. – Утром я пришла на репетицию, Оксана Борисовна пригласила меня на постановочную работу, а в этот момент у ребят заканчивался урок классического танца. И я застала момент, когда Оксана Борисовна вела разъяснительную беседу о том, что необходимо бережно относиться к своему телу, так как оно является рабочим аппаратом, который должен прослужить еще долго.

С одной стороны, она напоминала им о культуре физической подготовки как профессионал и наставник, а с другой – просто ругала их за излишнюю физическую нагрузку и по-человечески старалась уберечь от неоправданного травматизма. Оксана Борисовна проработала 20 с лишним лет солисткой балета театра, и она не понаслышке знает, как тяжело работается с травмами. То есть она, как мне кажется, объединяет в себе обе эти ипостаси, – заключает Алла Богунова.

Проверенные временем
Из того, самого первого состава – студентов ЛГАКИ им. М. Матусовского – в нынешнем «Рондо» только двое: Никита Крохмалев и Ольга Роговец. А из предвоенного коллектива кроме них остались Алена Турта, Кристина Кравченко, Дмитрий Нестеренко и Анна Покусаева.

– После начала боевых действий в 2014 году в составе ансамбля было два парня и три девушки. Наши ребята всегда занимали активную жизненную позицию и до войны, и в разгар всех событий. Так сложилось, что артиста балета ансамбля танца «Рондо» Егора Пронина пригласили на работу в Администрацию. Тогда, как руководитель, я объяснила, что в случае его увольнения коллектив перестанет существовать. И чтобы сохранить коллектив, Егор некоторое время совмещал работу в госучреждении с танцевальной деятельностью, пока к нам не вернулся Влад Холод, – вспоминает Оксана Фаренникова.

А чуть позже коллектив пополнили Анастасия Дубинина, Анна Скрипниченко, Руслан Кочев, Никита Морозов, Алексей Богунов.

Средний возраст артистов балета – 25 лет, и самый старший из ребят – 34-летний Влад Холод – тоже еще не перешагнул молодежный возраст. Но, по сравнению с тем, самым первым составом (да и с самими собой, когда только пришли в коллектив), они все же более зрелые и опытные. Среди них уже нет второкурсников. Ольга Роговец поступила в аспирантуру, пятеро из коллектива – в магистратуре, остальные учатся на третьем курсе.
В ритме Рондо (ФОТО)
Значительно выросли ребята и в профессиональном плане. Как отмечает Вера Геций, даже этюдные фрагменты из единой как сюжетное полотно постановки перерастают в отдельные полноценные номера. А отдельные номера складываются в концертные программы, которых на счету «Рондо» сейчас – три. Это «Грани вдохновения» (из двух отделений – «Прикосновение к готике» и «Джазовые сюжеты»), «Органная музыка сквозь витраж», «В джазе не только».

– Мы 5 лет вместе, и взаимопонимание у нас уже достигло такого уровня, что когда в творческом процессе я ставлю определенную задачу, коллектив дружно ее решает. Они уже понимают меня с полуслова, чувствуют и энергетически обогащают друг друга не только на сцене, но и в балетном зале, и в повседневной жизни. Все это позволяет быстро создавать образные танцевальные композиции, жить на сцене единым организмом, – отмечает художественный руководитель коллектива.

– Иными словами, если случится какая-то непредвиденная ситуация, заминка в концерте, и скажешь ребятам: «Мы включаем музыку – и вы паузу заполняете», то зритель даже не ощутит, что это не постановка, а полная импровизация. Зритель этого даже не заметит, – поясняет руководитель филармонии. – И это – результат системной, комплексной, планомерной и целенаправленной работы.

Благодаря этому «Рондо» востребовано не только у нас. Коллектив охотно приглашают, начиная с 2015 года, в гастрольные туры в Российскую Федерацию. За эти два года ребята успели побывать в Кисловодске, Ессентуках, Краснодаре, Сочи, Липецке, Туле, Воронеже, ряде городов Крыма. И уже на новый концертный сезон у ансамбля из ЛНР есть предложения из Российской Федерации. Наши ребята, как отмечает руководитель филармонии Вера Геций, доросли до такого уровня, что не они себя предлагают, а уже их приглашают на гастроли.

– Невероятная динамика для коллектива, который изначально был все-таки вспомогательным, да еще за столь короткий период становления. Но это стало возможным, благодаря своему трудолюбию, целеустремленности, желанию и коллектива, и руководителя работать, ставить планку – и брать эту высоту, – подчеркивает Вера Геций.

По зову Родины
Рассказывая о «Рондо», конечно, нельзя опустить самый тревожный и трагический период в новейшей истории нашего края – начало войны против Донбасса. Так случилось, что именно этот коллектив последним вместе с «Киевской Русью» и вокалистами выступал в ныне оккупированном Счастье (это было в День Победы в 2014 году, когда воздух уже пропах бедой, на подступах была военная техника, и в городе витала тревога) – и первым вместе с другими коллективами филармонии в только что освобожденном Лутугино (в сентябре 2014 года).

Тогда, в первые дни существования нашей Республики, не было времени задумываться о таких очевидных вещах, как перекличка времен: настолько был похож временами режим жизни нашей с судьбами наших дедов и прадедов, в 1941-1945 вставших на защиту Родины и сражавшихся за ее свободу чем только могли. И точно так же, как представители искусства в середине прошлого века, наши служители муз встали в общий строй – и вносили свой вклад в общее дело так, как умели только они.

Но, как признается сейчас руководитель филармонии, тогда, в 2014-2015-м, мысли о схожести судеб артистов нашего времени и времен Великой Отечественной просто не приходили в голову: на отвлеченные размышления не было ни времени, ни сил.

– Осознание пришло гораздо позже. Уже, наверное, ближе к концу 2016 года начало приходить понимание всего происходящего. А до этого, по сути, некогда было, как говорится, голову поднять, проанализировать события и свое в них участие. Постоянно звучала только одна мысль: надо жить и как можно больше людей за жизнь зацепить, – вспоминает Вера Геций.

Именно эта мысль поддерживала в самые сложные моменты, когда артисты филармонии приезжали в изувеченные войной поселки и города, в которых пахнет бедой и смертью, смотрели в погасшие глаза людей, оказавшихся на линии фронта, потерявших друзей, близких, жилье и почти утративших надежду.

– Это было неимоверно тяжело, даже жутко и больно. Например, когда мы выступали в Первомайске, людей, дома которых разбомбили, разместили в самом в ДК. Представьте себе: симфонический оркестр – на сцене, а в зрительном зале разбиты палатки, накрыты клеенкой для сохранения тепла, и там, внутри – спящие дети; а дальше, между мужским и женским туалетами в узком коридоре – импровизированная кухня. Поэтому, конечно, старались достучаться до каждого, поддержать, дать волю к жизни.

Были и такие выступления, на которые не брали женский состав филармонии – опасно, и к месту концерта добирались на БТР-х. Работали и у линии фронта для ополченцев, для поддержания морального духа.

– Во время первого концерта осенью 2014 года в Славяносербске была угроза обстрела, а на концерт пришли семьи с детьми. Мы были поставлены перед выбором. Если отменить концерт, то поднимется паника, да и перелом психологический у людей произойдет, они разочаруются. Поэтому надо было делать первый шаг, поддержать веру, повести людей за собой.
В ритме Рондо (ФОТО)
Так же было и в первый послеблокадный День города в Луганске в 2014 году. Луганчане собрались у Дворца культуры им. В.И. Ленина, но внутрь входить не решались (ведь большие скопления людей обстреливали, и народ просто боялся). И тогда перед ДК начал играть духовой оркестр и в здание первыми пошли артисты, а за ними и зрители...


А однажды артисты отказались выступать в концертных костюмах – настолько они диссонировали с той ужасной обстановкой, в которой проходил концерт, и с психологическим настроем аудитории – подавленных, запуганных постоянными «прилетами», находящихся на грани людей. Это было начало ноября 2014 года. Позже в концертные поездки брали с собой психологов, чтобы совместными усилиями выводить людей из глубочайшей депрессии, вселять в них хоть чуточку желания дальше бороться за жизнь. Выступали и в подвалах, где мирные жители прятались от обстрелов, и в прямой видимости от украинских позиций, и под обстрелы попадать приходилось. Всякое бывало. Артисты хлебнули всех ужасов войны в концентрированном виде.

Насколько напряженной была «празднично-беззаботная» жизнь наших артистов в этот период, можно судить хотя бы по количеству выступлений, в том числе в самых удаленных и опасных по обстрелам точках на карте нашей Республики. Если в довоенное время Луганская филармония давала 260 концертов в год, то в концертный сезон 2015-2016 с августа по июнь – 788. То есть почти по три концерта в день!

– А когда началось осмысление всего пережитого, мы начали терять своих коллег – они уходили из жизни из-за сердечных приступов. И в этом году во время торжественного мероприятия ко Дню медицинского работника, понимая, что мы были «в одной упряжке» – они жизнь людей, а мы человеческую сущность спасали, во время минуты молчания по погибшим отдали дань памяти и артистам нашим, ушедшим из жизни вследствие этой войны...
В ритме Рондо (ФОТО)
Потому, когда в 2015 году из Москвы друзья и коллеги предложили коллективу Луганской филармонии гастроли по Российской Федерации, это было как второе дыхание. Поддержка, благодаря которой воспрянули и сами артисты, до этого в охваченной войной Республике бескорыстно и безвозмездно поддерживавшие своим искусством других.

В апреле выступал в России камерно-инструментальный ансамбль «Киевская Русь»; в мае выступали в Пензенской филармонии заслуженная артистка Украины, органистка Анна Мокрова и заслуженная артистка ЛНР, вокалистка Юлия Скороход, а также ансамбль эстрадной и джазовой музыки «Combo». В сентябре 2015 года симфонический оркестр и вокалисты были приглашены в Крым на международный фестиваль. Потом солисты побывали в Якутии с концертами, средства от которых пошли на приобретение протезов и инвалидных колясок для деток, пострадавших от военных действий (акция «Якутия – детям Донбасса»). Затем симфонический оркестр проехал с гастрольным туром по городам России.

– До этого артисты видели, пожалуй, самое тяжелое психологически – разрушения, утраты, человеческие отчаяние, горе, боль – состояние, в котором оказался наш народ из-за агрессии Киева. Потому эти первые поездки в Российскую Федерацию стали для нас как глоток свежего воздуха – побывать в стране, не охваченной войной, пообщаться с людьми, ведущими спокойную мирную жизнь, ощутить их поддержку и сочувствие, увидеть, что жизнь продолжается, –говорит директор филармонии.

Жизнь артиста человеку далекому от мира искусства зачастую представляется как вереница праздников, ведь за блестящими концертными выступлениями не заметен ежедневный упорный и напряженный труд. В дни войны каждый, кто оставался в Республике, перестроился на совершенно иной, чем мирный уклад, режим, более напряженный, с большей самоотдачей. Не исключение и служители Муз. Они в этот период тоже вносили свой вклад в общую победу, сражались тем оружием, каким наделило их высокое призвание. Все они, оставшиеся в 2014 году с родной Луганщиной, разделившие судьбу со своими земляками, встали на передовой.

В числе тех артистов Луганской академической филармонии, кто выезжал в только что освобожденные поселки и в населенные пункты у линии фронта и давал концерты для бойцов Народной милиции в моменты затишья, был и ансамбль танца «Рондо».
В ритме Рондо (ФОТО)

Полина ГЛУЗ

XXI век