Дебальцевский котел. Медсестра из Городища: «Четыре месяца в полной изоляции как могли спасали людей»
16-02-2018, 12:02 0
В канун третьей годовщины завершения Дебальцевско-Чернухинской операции своими воспоминаниями в интервью ЛИЦ поделилась очевидец тех событий, участковая медсестра амбулатории поселка городского типа Городище Елена Талалаева.
Начало
Для нашего поселка все началось еще летом 2014 года, когда в июле к нам зашли украинские войска. Однако пробыли они у нас недолго и уже в сентябре отступили в сторону Чернухино.
Как ни странно, оставив поселок, ВСУ начали по нам стрелять. Некоторые дома были полностью разрушены, многие получили повреждения. Мы оказались на переднем крае. Над нами летало, а нам приходилось как-то жить.
В полной изоляции
Выезда (из Городища) и въезда не было вообще: ни в район, ни в Фащевку, ни в Чернухино, ни в поселок Центральный. Никуда выехать было нельзя, то есть были в полной изоляции. Это продолжалось на протяжении, наверное, месяцев четырех. Выезжали только "скорые" и то не всегда. Жители, конечно, кто как мог, покидали Городище, но многие остались.
В изоляции столкнулись с тем, что не могли полноценно оказывать помощь людям из-за отсутствия медикаментов, но нам помогали ополченцы. У нас, в частности, были казаки. Они помогали и медикаментами и всем, чем могли.
Все осложнялось еще и тем, что не было ни связи, ни света. Иногда, чтобы срочно посоветоваться по лечению, выходили на возвышенности в поисках хоть какой-то сотового сигнала.
Амбулаторию не оставили
Мы люди старой закалки. Некоторые, конечно, уехали, но нас пять человек осталось. До войны нас было восемь: три медсестры и две санитарочки. Кочегаров не было, топить ходили наши мужья, чтобы хоть как-то содержать в рабочем состоянии амбулаторию.
Работали и днем, и бегали по ночам – круглосуточно, - и в субботу, и в воскресенье, потому что жителям поселка, а часто и ополченцам нужна была хоть какая-то помощь.
Понятно, что война, поэтому никто ничего не платил, но бросить людей и поселок не могли. У нас даже мысли этой не было. Когда приходит человек среди ночи, и говорит, что у него температура или ранен, и как ему можно отказать?
Бежали по первому зову, потому что было часто так, что звонят: "сейчас везут к вам людей", и мы бежали на помощь, чтоб хоть перевязать. Потом раненых пытались как-то вывезти, так как там нужен был хирург.
При этом нам приходилось оказывать помощь и ту, которая даже не в нашей компетенции, но вывезти больных мы не могли, и приходилось советоваться с районной больницей.
Был даже случай, когда нам привезли сразу 11 человек раненых с разной степенью тяжести. Некоторых, к сожалению, спасти не удавалось, потому что и руки, и ноги были оторваны, а у нас ничего нет, чтобы им помочь... Однако мы делали все, что могли, и после оказания первичной помощи их удавалось довезти в больницы.
Это время запомнится на всю жизнь
Это было страшное время. Когда постоянно стреляют, а ты все равно бежишь на работу, так как знаешь, что от тебя может зависеть чья-то жизнь.
На всю жизнь запомнилось и то, что у тебя на руках могут умирать люди, а ты ничем не можешь помочь, так как нет медикаментов. За это время было столько крови, что за всю жизнь никогда не видела.
Сегодня у нас в амбулатории полный штат, все работают, всем обеспечены. Поселок возрождается, возвращаются жители, но самое главное вернулась мирная жизнь, важность которой мы осознали сполна.
***
Напомним, что в августе 2014 года в поселок Чернухино вошли подразделения ВСУ, с сентября 2014 года появились первые жертвы среди мирного населения. За время боевых действий в 2014-2015 годах погибли 33 жителя поселка. 23 января 2015 года подразделения Народной милиции ЛНР и ДНР начали активную фазу по ликвидации Дебальцевского плацдарма, которая завершилась к середине февраля. 18 февраля власти ДНР официально объявили об освобождении Дебальцево от украинских карателей.
XXI век