От сложного – к простоте истины
01-12-2017, 01:12 0
Внутренняя Жизнь Церкви во все времена привлекала внимание искателей истины. Но заглянуть за гардину её тайн не получится одним только перешагиванием через порог храма либо изучением духовных книг. Для того, чтобы получить ответы на интересующие вопросы,видимая и невидимая Жизнь Церкви должна войти в тебя самым естественным образом: через молитвенное участие и сопричастие в святых таинствах и богослужениях, через длительный, очищающий сознание, духовный разговор человеческого эго с Богом.
Только тогда, когда достигаешь взаимопонимания на том высоком, недоступном нашему несовершенству уровне, постепенно становишься своим для людей, призванных служить Господу. Сравнивая и анализируя ощущения, понимаешь, что несмотря на то, что и первый твой приход в Церковь был окружен радушием и вниманием, только теперь ты можешь чувствовать себя равноправным членом дружной православной семьи.
Откроется ли тайна? О, да! Конечно откроется. И не одна. Каждая буква, каждый вздох открывающейся истины обязательно потянет за собой длинные цепочки других, более тонких тайн, о которых ты раньше даже не подозревал. Какие-то звенья цепи сразу станут ясными и понятными, принимаемыми всем твоим существом, какие-то – ещё долго будут топорщиться ребром, не укладываясь в понимании. Значит ещё больше нужно потрудиться духовно, чтобы стать достойным открытия следующего пласта Божественной Любви. Этот процесс притягателен и душе полезен, а ещё он бесконечен!
Новообращённому последователю Учения Иисуса Христа удивительно узнавать, что истина всегда проста, вплоть до банальности. Она не терпит заумностей и словоблудия. Она всегда точна и лаконична. Её невозможно опровергнуть, с ней сразу соглашаешься всем сердцем, потому что кроме логичности, ты это сразу понимаешь, в ней заключена мудрость Творца-создателя, когда-то заставившего весь Мир подчиниться Его святой воле – законам Божественной Любви.
Именно святой Любовью, простотой и точностью изложения отличаются книги святых преподобных отцов от некоторых интеллектуально напичканных трудов философов, теологов, богословов, которые (к месту и не к месту), употребляют множество заумных терминов.
В этом случае, понять смысл написанного либо насладиться высокодуховным языком автора удаётся далеко не всем. Те, кто не поняли смысла – и это действительно так – сами виноваты в том, что мало читают, не занимаются повышением уровня образования, эрудиции, не открывают для себя новые термины.
Но беда в том, что и людям, способным понять смысл сложно излагаемых текстов,также не доставляет удовольствие знакомство с трудами такого автора. Логика рассуждений и доказательств,в этом случае, вроде бы и ясны, а душе неуютно и холодно, как если бы её отдалили от Бога (Бога Пути, Бога Любви, Бога Истины). В осадке впечатлений всегда остаётся вопрос: зачем так усложнять текст, если можно то же самое сказать простым языком?
Зачем? А вдруг для того, чтобы показать своё превосходство над другими? Вон я какими научными терминами владею и свободно их применяю – не чета вам! Да пожалуйста, пользуйтесь, Бог в помощь! Только если Бог всё-таки в помощь, то и грех забывать, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр 5:5). А потому не грех даже с высоты своей образованности думать о тех, кто вынужден расплетать ваши хитросплетённые заумные изречения для того, чтобы, читая либо слушая проповедника, понять для себя: от Бога ли ниспосланы сии мысли и к истине ли ведут.
В словаре В.И. Даля мы встречаем: «Заумствовать, замудрствовать, зафилософствовать – перейти пределы доступного уму; запутаться в умствованьях».
Вот и нам пора перейти от сложного к простому – от бездоказательных умозаключений, горделивых самомнений к примерам из Жизни Церкви, тем малым святынькам веры, хранимым в каждой приходской общине, в каждом сердце её смиренных прихожан. Но вот по той или иной причине, открывается эта наидоступнейшая истина далеко не всем – только своим!
Давайте же насладимся исцеляющей духоносной истиной, проследив через какие, порой,простонародные слова и доступные для всех выражения двух любимых в народе старцев – соли земли русской – в наш мир нисходила и продолжает нисходить мудрость и любовь Божия. Наставления и слова, произнесённые избранниками Божиими при жизни, из уст в уста и ныне передаются православными людьми друг другу, а потому (веруем!), да не забудутся во веки.
Богоносная Мудрость преподобного Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский (30 июля 1754 — 14 января 1833; в миру — Прохор Исидорович Мошни́н), ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».
– Душу снабдевать,–проповедовал старец, – надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, что должно делать стоящему. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным. Надобно так себя обучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять и жизнь свою.
– Что облобызала и приняла святая Церковь, всё для сердца христианина должно быть любезно. Не забывай праздничных дней. Будь воздержан, ходи в церковь, разве немощи когда. Молись за всех: много этим добра сделаешь. Давай свечи, вино и елей в церковь. Милостыня много тебе блага сделает.
Не забывай праздничных дней: будь воздержан, ходи в церковь, разве немощи когда. В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами, во внутреннем внимании; открывать же очи разве тогда, когда уныешь или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую перед ним свечу. На жизнь нашу смотреть надобно как на свечу, делаемую обыкновенно, из воска и светильни и горящую огнём. Воск — это наша вера, светильня — надежда, а огонь — любовь, которая вместе: и вера, и надежда, подобно тому, как воск и светильня горят вместе при действии огня.
Свеча дурного качества издает смрад при своём горении и угасая, так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом. А потому, глядя на горящую свечу, особенно когда стоим в Божием храме да вспоминаем начало, течение и конец нашей жизни; ибо как тает свеча, зажженная пред ликом Божиим, так с каждою минутою умаляется и жизнь наша, приближая нас к концу. Эта мысль поможет нам менее развлекаться в храме, усерднее молиться и стараться, чтоб жизнь наша пред Богом похожа была на свечу из чистого воска, не издающую смрада.
– Укоряют – не укоряй. Гонят – терпи. Хулят – хвали. Осуждай сам себя – так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это.
– Люби ближнего твоего – ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасёшь. Эти подвиги больше, чем в Киев идти.
На вопрос, надо ли, для поддержания своего звания, вовлекаться в издержки, превышающие достатки человека, старец сказал:
– Кто как может. Лучше – чем Бог послал. Хлеба и воды довольно для человека".
Должно ли лечиться в болезнях?
– Болезнь очищает грехи. Однако же воля твоя. Иди средним путем. Выше сил не берись. Упадёшь, и враг посмеется тебе.
О девстве и браке:
–И девство славно, и брак благословен Богом. Только враг смущает всё.
Должно ли угождение людям доходить до несогласия с волей Божией?
– За эту любовь многие погибли. Аще кто не творит добра, тот и согрешает. Надобно любить всех, а больше всего – Бога.
Как управлять подчинёнными?
– Милостями, облегчением трудов, а не ранами. Напой, накорми, будь справедлив. Аще Бог прощает, и ты прощай.
Спасительный вектор духовной жизни Схиархимандрита Зосимы (Сокур)
– Именно святая непорочная православная вера то величайшее чудо, за которое мы должны постоянно благодарить Господа и дорожить им как величайшим сокровищем. Верующему же ничего не страшно: какие бы силы не восставали на Церковь, веруйте, что Церковь ничто не одолеет. Горсточка нас останется, но эта горсточка победит все силы вражия!
– Слава Богу, что Господь собрал нас всех у подножия креста Господня. Господь оружие на диавола дал нам всем крест святой. Крест святой всех нас сопровождает от дня святого крещения, когда батюшка крестил нас младенцами и одевал своей рукой крест святой, говоря слова: «Рече Господь: аще кто хочет по мне идти да отвержется себя и возьмёт крест свой и по мне грядёт». И этот крест святой сопровождает нас во всей жизни нашей: и ночью, и днём, и на водах, и в путешествиях, и в горе, и в радости – всегда с нами оружие наше – святой крест.
На кресте изображён Спаситель умерший за нас всех, а с обратной стороны креста выбиты святые сакраментальные слова: «Спаси и сохрани» – от всех бед, от всех несчастий, от всех напастей, от всех завистников и ненавистников, от всех врагов видимых и невидимых – спаси и сохрани нас, Господи!И имея крест на себе, да не боимся мы никакой нечисти, ничего злого – Господь всё побеждает. С Богом ничего не страшно!
– Семья должна быть вместе, мне бесконечно дорога семейная церковь.
– В мистику не ударяйтесь – это душе вредно. Главное наше чудо – это литургия, покаяние и молитва.
– Молитесь, но не замаливайтесь. Лучше недомолиться, чем перемолиться. Не ударяйтесь в крайности – крайности не от Бога. Идите средним путём. Не унывайте, не предавайтесь отчаянию – нет греха, который не врачуется покаянием: Бог милостив, долготерпилив и много милостив.
– Чтобы на вас Господь не разгневался, всегда помогайте нуждающимся.
– Дом Милосердия простоит до скончания века, ибо здесь сам Господь ходит.
Размышляла и подбирала цитаты Светлана Тишкина
XXI век