«Искусство не имеет границ!»
27-11-2017, 10:11 0
Волнительный и трудоемкий круговорот репетиций и эмоциональных премьер, несмолкаемых оваций и восходящего таланта…Неиссякаемое искусство театра Луганщины впредь светит с новой силой, вселяющей веру в сердца людей и развеивающей невзгоды даже в самые трудные времена.
О многогранной, созидательной, стремительно развивающейся наперекор реалиям войны театральной жизни рассказала директор Луганского академического русского драматического театра имени Павла Луспекаева, заслуженный деятель искусств Луганской Народной Республики Галина Михайлюк-Филиппова.
Окрыленные искусством сцены
Как в переломном 2014-м, так и сегодня, в период строительства нового будущего, актеры Луганского русского драматического театра активно выступают на сцене родного учреждения, выезжают в города и районы ЛНР, а также в дружественную Россию. С 17 по 22 октября этого года жители Тамбова, Мичуринска и Липецка увидели спектакли «Светит, да не греет» и «Сказание утренней да вечерней зори» в рамках проекта «Большие гастроли 2017». В ноябре состоялось выступление коллектива нашего театра в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл) на Международном фестивале русских театров России и зарубежных стран «Мост дружбы». Директор убеждена, все это лишь начало большого и очень важного пути, творческого роста, интеграции и переосмысления.
В 2015 году Луганский академический русский драматический театр имени Луспекаева открыл 77 театральный сезон спектаклем на сцене Московского Художественного академического театра имени Горького (МХАТ) в Москве. С творчеством луганского театра хорошо знакомы жители Ярославля, Нижнего Новгорода, Казани.
- Галина Николаевна, для любого артиста гастроли – неотъемлемая часть жизни. Насколько она насыщенна сегодня?
- Гастрольная жизнь нашего творческого коллектива стала по-настоящему насыщенной только сейчас – в Луганской Народной Республике. Не секрет, что для Украины, в которой мы, к счастью, уже не живем, Луганская земля всегда была окраиной, периферией… Поэтому мы чаще оставались за рамками востребованности на государственном уровне. Существовал единственный театральный фестиваль русских театров в Одессе, который проводился Союзом театральных деятелей Российской Федерации. Не удивительно, что в 2014 году он окончательно прекратил свое существование по понятным для нас причинам. К счастью, мы очень близко граничим с нашими друзьями, соседями, братьями и сегодня для нас открыты все границы!
- Каким Вы запомнили первый послевоенный шаг на новые театральные площадки, был ли он уверенным?
- Первые гастроли нашего творческого коллектива случились после того, как мы в 2014 году в октябре открыли 76-й театральный сезон. И как только появился свет, мы смогли предоставить возможность зрителю попасть в зрительный зал. Страха не было абсолютно никакого, так как любой настоящий артист не может жить без сцены, репетиций, цветов или новых текстов! Важно, что наш первый шаг был уверенным и осмысленным. Также уверенно мы следуем дальше.
- Международный театральный фестиваль имени Павла Луспекаева «Госпожа удача», возродившийся в столь непростое время войны, вновь зажегся на небосклоне Республики весной 2017 года. Без спецэффектов и красных дорожек он прошел грандиозно. Как вам это удалось?
- Действительно, он был и без фейерверков и красных дорожек. Наверное, он был несколько «интимным», поскольку коллективы, приехавшие к нам из Российской Федерации, ехали с некой оглядкой и непониманием, как во время военных действий может вписаться театр, насколько мы готовы принимать гостей. И если вы помните, на фестивале даже не было жюри, потому что главным призом был приз мужества. Ко всеобщей радости все вышло замечательно, и недавно мы говорили с министром (Министром культуры, спорта и молодежи ЛНР Оксанай Кокоткиной) о том, что следует изменить свое решение о проведении театрального фестиваля «Госпожа удача» одни раз в два года и о том, что его следует сделать ежегодным. Ведь это не только знакомство с новыми вехами театрального искусства, поскольку в России оно развивается гораздо активней и являет собой другую перспективу, но еще и хорошая возможность привлекать к нам как можно больше театральных коллективов из разных городов, республик Российской Федерации и не только. Безусловно, очень важно, чтобы коллективы приезжали к нам – в наш родной и любимый дом, снова и снова убеждаясь, что искусство не имеет границ!
«Коллектив нашего театра с теплотой и потрясающим гостеприимством принимают на территории Российской Федерации, - отметила заслуженный деятель искусств ЛНР. - И не только потому, что мы говорим на одном языке, ведь труппа украинского театра (Луганского академического украинского музыкально-драматического театра на Оборонной) также довольно успешно гастролирует в России. Важно, что мы объединены культурой, традициями, памятью, что, безусловно, укрепляет наш дух, дает силы идти дальше, никогда не сдаваться!»
Закулисье
Сегодня в Луганском академическом русском драматическом театре имени Павла Луспекаева продолжается 79-й театральный сезон. В преддверии новогодних торжеств артисты готовят подарок для маленького и взрослого зрителя – сказку Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева» в постановке Татьяны Дремовой.
- Галина Николаевна, как часто Вам удается быть зрителем спектакля?
- Конечно, я нахожу время, чтобы приходить на спектакли, с удовольствием сажусь в партер. В это же время, мне очень сложно, поскольку я очень критична по отношению к коллективу, организации в целом. С другой стороны, я не перестала получать удовольствие от просмотра спектаклей, классической музыки, выставок. Ведь забыть об этом означат лишить себя части мира, который окружает каждого из нас.
- В сфере культуры Вы работаете много лет и знаете все учреждения культуры не понаслышке. Почему все-таки театр?
- Я действительно работаю в сфере культуры практически всю свою сознательную жизнь. Вероятно потому, что по своему образованию я актриса театра и кино. Я знаю театр очень многоликим, многогранным, совершенным и абсолютным. И абсолютно все сферы деятельности работников смежных профессий в театре мне хорошо ведомы так или иначе. Я искренне и всецело сопереживаю с каждым участником театрального действа.
- Каким Вы видите будущее театра?
- Многие сотрудники театра – артисты, мэтры преподают в Академии культуры и искусств (Луганской государственной академии культуры и искусств имени Матусовского) как на режиссерских, так и на актерских курсах и, так или иначе, с момента прихода студента мы наблюдаем, видим лучших и, естественно, приглашаем работать. Будущее театра – его люди, таланты, регулярный творческий поиск и все это у нас есть.
- Расскажите, как растут творческие ребята, которые работают в театре, будучи еще студентами?
- Конечно, растут и достаточно активно. Ведь еще не ступив на сценическое пространство, они начинают изучать это мастерство, его тонкости и грани, опираясь на серьезных и мощных партнеров. Они ощущают плечо настоящих мастеров, которые находятся рядом.
XXI век