На страже правопорядка. К 100-летию луганской милиции

13-11-2017, 02:11 0

На страже правопорядка. К 100-летию луганской милиции
10 ноября – профессиональный праздник, посвященный сотрудникам органов внутренних дел. Начало ему положено ровно 100 лет назад, 10 ноября 1917 гoда, когда сразy пoслe Oĸтябрьсĸoй рeвoлюции пoстанoвлeниeм HКВД PCФCP «для oxраны рeвoлюциoннoгo oбщeствeннoгo пoрядĸа» была сoздана рабoчая милиция. Празднует свое столетие в эти дни и Луганская милиция. За прошедшие годы защитники общественного порядка в наших городах и селениях доказали своей службой, что они достойно выполняют свой долг.

Праздник долгие годы носил название День милиции. Слово «милиция» прoисxoдит oт латинсĸoгo слoва «militia», чтo oзначаeт вoйсĸo. В наше время было принято решение вернуться к традиционному наименованию органов внутренних дел - «пoлиция», чтo в пeрeвoдe с грeчeсĸoгo oзначаeт «yправлeниe гoсyдарствoм». Но, несмотря на смену названия, сотрудники органов внутренних дел продолжают надежно нести эстафету, врученную им сто лет назад.

У истоков
Охрана общественного порядка всегда была одной из главнейших задач любого государства. Так было и на Руси, где первыми полицейскими органами можно считать княжеские дружины. Именно они занимались поддержанием правопорядка в эпоху становления государства. А первым Уголовным кодексом тоже можно назвать «Русскую Правду» (начало XI в.), квалифицировавшую и преступления, и наказания за них.
Шли годы, совершенствовалась и структура правоохранительных органов. С XVI в. на улицах и площадях Москвы появилась стража, которая следила за порядком, не позволяла хождения ночами по городу. А в 1497 году был утвержден «Судебник», который трактовал понятие «преступление», как действие против интересов государства.В середине XVI века в числе центральных органов управления был создан Разбойный приказ, на который возлагалась организация борьбы с преступностью в стране. Из него на места направлялись сыщики.Учитывая особую важность Разбойного приказа, руководство им возлагалось на родовитых и авторитетных людей. Так, в период 1623 - 36 г.г. его возглавлял народный герой Дмитрий Пожарский.В 1649 году был принят и первый полицейский закон –«Наказ о Градском благочинии». В допетровские времена службы, исполнявшие полицейские функции, назывались «благочинием».

Первым из русских царей, решившим создать полицию, как орган охраны правопорядка, стал Петр I. 25 мая 1718г. им была утверждена инструкция, привычно названная «Пунктами». Для чинов в полиции была введена особая форма, на вооружение приняты алебарды, шпаги и фузеи со штыками. В одном из документов петровской эпохи говорилось, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности». Эта своего рода декларация стала ориентиром для деятельности всех последующих поколений сотрудников полиции.

Продолжателем дела Петра I по формированию настоящей полиции стала Екатерина II. В период ее правления была завершена разработка полицейского устава под названием «Устав благочиния или полицейский».Примечателен помещенный в Уставе «Наказ управе благочиния». В нем закреплялись «Правила добронравия»: «I. Не чини ближнему чего сам терпеть не хочешь. II. Нетокмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро колике можешь…IV. В добром помоги друг другу, веди слепого, дай кровлю невинному, напой жаждущего…VII.С пути сошедшему указывай путь…». Так проведение политики «просвещенного абсолютизма» обусловило замену жестких регламентов мягкими человеколюбивыми принципами в духе христианской морали. Но в то же время полиция наделялась широкими правами.

Проявила мудрость императрица и при формировании полицейских органов. Известно, что Екатерина II умела ценить людей неоднозначных, талантливых. Одним из тех стражей порядка, которых она отличала, стал очень известный для своего времени сыщик – Николай Архаров. О его способностях раскрывать любые преступления ходили легенды, и не только в России. Руководитель французской полиции, любимец Людовика XV, Сартин написал Николаю Петровичу письмо, в котором восторгался его методами работы. За Архаровым утвердилась слава ясновидца и чуть ли не колдуна. На воров он наводил поистине благоговейный ужас. Ходили истории, что он способен раскрывать преступления, буквально не выходя из кабинета. Популярность Архарова была настолько высока, что все полицейские сыщики (или опера по-современному) получили нарицательное прозвище «архаровцы». И в те времена это звучало очень уважительно, без того иронического оттенка, которое обрело позднее. А пример Архарова наглядно свидетельствует, что уже во второй половине XVIII века полиция в России работала совсем неплохо.

Но все же днем образования российских органов внутренних дел в их настоящем понимании принято считать 8 сентября 1802 года, когда появилось МВД. Развитие полиции, с учетом реформирования, продолжалось вплоть до 1917 года, когда грянула февральская революция. Временное правительство распустило прежнюю полицию, но попытка создать вместо нее свою милицию, не увенчалась успехом. Поневоле Советам рабочих и солдатских депутатов пришлось возложить функцию охраны общественного порядка на созданную ими Красную гвардию. В Луганске отличился в ее формировании К.Е. Ворошилов, после чего был направлен в Петроград.Поэтому в столице в первые дни революции охрану общественного порядка осуществляла Красная гвардия, которой руководил Комитет охраны Петрограда во главе с Ворошиловым.

Начало луганской милиции
Я перелистываю ксерокопию рукописи, хранящейся в Луганском музее МВД и написанной в 1923г. бывшим начальником (1919 -21гг.) Луганской уездной милиции Иваном Емельяновичем Кравченко. Простые слова переносят в атмосферу того времени.
А все начиналось так. 8 ноября (26 октября по ст. стилю) отряды Луганской Красной гвардии разоружили милицию Временного правительства и постановлением городского Совета рабочих депутатов начала формироваться Рабоче-Крестьянская Советская милиция. Все приходилось делать заново. Руководствовались отчасти указаниями местного совета, а в большинстве случаев «революционной совестью и пролетарским правосознанием». В начальный период своего формирования, пишет Кравченко, «в милиции все было поставлено на дружескую ногу и отношения между начальниками и подчиненными не имели никакого военного вида, а были чисто приятельскими. Зачастую можно было встретить, как группа милиционеров, забравшихся в кабинет Начальника, начинала делиться впечатлениями, переживаниями, на сцену выплывали разные воспоминания, зачастую веселого характера, поднимались шутки, смех и из делового кабинета он превращался в уголок дружеских бесед. Входит посетитель и моментально все принимают деловой вид, а после ухода посетителя начинается все то же самое».

В первое время ни о каком обмундировании речи не было, и вообще материальные условия были крайне тяжелые. Но уже апрель месяц 1918г., сообщает рукопись, «застал милицию вполне вооруженной и снабженной всеми боеприпасами». В те дни луганская милиция встала в ряды защитников Донецко-Криворожской республики, последней столицей которой оставался Луганск. Она же и отходила вместе с отрядами Ворошилова.

В лихолетье гражданской войны наш город переходил из рук в руки. Окончательно красные войска заняли Луганск 24 декабря 1919г., и город был объявлен центром Донецкой губернии. Организационные вопросы в работе милиции сталкивались с немалыми трудностями. Существенную поддержку становлению нашей милиции оказало пополнение прибывшим из Тульской губернии комсоставом и сотрудниками, знающими милицейское дело.
Самый трудный период для Луганской милиции наступил в 1920-21гг., когда она была брошена на фронт борьбы с бандитизмом, который в Луганском уезде развился до невероятных размеров. Луганский уезд разделился на две резко отличающиеся между собой половины: северную и южную. Картина почти идентична расстановке сил сегодняшнего дня. В южной, рабочей части, поддерживающей советскую власть, бандитизм, как уголовный, так и политический, отсутствовал. Иное дело было в северной, крестьянской части уезда. Здесь развернулись банды самой различной окраски. Из наиболее крупных выделяются банды атаманов: Каменюки, Колесникова, Ковалева, Тереза, ходят и более мелкие банды, иногда соединяясь для общих действий. И вот с ними вступила в борьбу Луганская милиция. Из ее среды был выдвинут отряд из пеших и конных милиционеров под командованием начальника милиции Старо-Айдарского района т. Шуленина, которому дано было задание ликвидировать бандитизм в Луганске и прилегающих к нему районах.
Ожесточенность схваток была такова, что милицейская канцелярия ежедневно подсчитывала убитых и раненых в боях с бандитами милиционеров. Из сводок видно как численно растут банды. Например, 17 июля 1920г. жители х. Паньковки сообщили, что банда в количестве 30 человек под командой Каменюки забрала с пастбища 19 лошадей. 25 июля под селом Петропавловском появляется она же в количестве 25 стрелков и 15 сабель. В ночь под 13 августа банда Каменюки, уже численностью 350 штыков и 50 сабель окружила отряд красноармейцев 443 батальона, расположенного на хуторе Княжево. Из Луганска для уничтожения этой банды выехал отряд в количестве 300 штыков и 50 сабель, к которому присоединился отряд Шуленина, и они вместе повели преследование банды по направлению к Беловодску. Но банда, оставив на месте 10 убитых, рассыпалась на более мелкие шайки и ушла от погони.
Следуют бои возле селаМакарьево, Осинового, Литвиновки-Брусовки, Райгородки, Передельска и других. Банда Каменюки, теряя людей и рассыпаясь, отступает, чтобы затем вновь собраться. Учтите, ни радиосвязи, ни даже телефонной в то время нет. Сообщения о передвижениях банд доставляют связные. Не всегда точные, особенно об их численности, во многом приходится полагаться на чутье и расчет, чтобы вовремя перебросить в места предполагаемого нападения банд имеющиеся силы.

21 января 1921г. банда Колесникова, имевшая 500 сабель и 12 пулеметов повела наступление на г.Старобельск и село Осиновое. Там отряд милиции завязал с ней ружейную и пулеметную перестрелку. По численности он был втрое слабее банды. Лишь темная ночь не дала бандитам учесть силы отряда. И тогда Шуленин, понимая, что с рассветом превосходящая численность банды раздавит его небольшой отряд, принимает смелое решение – ночную атаку. Она блестяще удалась, и банда была выбита из села. Милицейскому отряду достались трофеи.

Кравченко в рукописи особо отмечает кавалеристов: «Благодаря их беззаветной храбрости, операции проходили удачно. Как пример, можно привести следующий: после 6-часового боя под Трехизбенкой запас патронов стал иссякать, банда наступала со всех сторон, но всадники садили шашками на утомленных конях, бросались на центр банды, которая, не ожидая такой атаки, стала в замешательстве отступать. Остальные, видя пример товарищей, тоже бросились в атаку и 6-часовой бой закончился полным уничтожением банды».

По итогам боев с бандами начальник сводного милицейского отряда Шуленин был представлен к ордену Красного Знамени.

В борьбе с криминалом
В 1922 году бандитизм был ликвидирован, но с объявлением НЭПа и развитием товарно-денежных отношений пышным цветом расцвела уголовная преступность. Делая коррекцию во времени, словно погружаешься в наши 90-е. Кравченко описывает работу уголовного розыска 20-х. При этом тогда серьезное внимание уделялось овладению знаниями розыскного дела и ознакомления агентов угро (так тогда именовались его сотрудники) с новейшими методами техники раскрытия преступлений, ознакомления с ее научной стороной, для чего проводились 6-недельные курсы и вечерние занятия. В те дни в Луганске было организовано регистрационное бюро, где все известные преступники были сфотографированы, дактилоскопированы, произведено их антропометрическое измерение.

В рукописи описываются и места скопления уголовного элемента – вокзал, рынки, уголовные специальности, распространенные в городе. Среди разнообразных «шпилей», «скокарей», «городушников», «ширмачей», «фармазонщиков» и прочих, резануло слово «майданщики». Только это не привычные национально-свидомые. На воровском жаргоне тех лет «майданщик» - преступник, занимающийся хищениями из вагонов путем срывания их крыш. Дает рукопись и краткий словарик луганского воровского жаргона и даже песенки, популярные в луганском уголовном мире:

«Где блатные, там и я,
Меж блатными жизнь моя.
Ох, мама, я урочку люблю.
Урка рубит – я же в доле,
Урка в кичу – я на волю.
Ох, мама, я урочку люблю».


Особенное внимание уделялось в 20-е годы детской преступности. Дети, после I мировой и Гражданской войн оставшиеся сиротами-беспризорниками, толпами бродили по городу. Предоставленные сами себе, они собирались в самом бойком месте – на базаре, вначале пытаясь стянуть что-нибудь съестное. Затем уже по привычке подростки залезали к кому-нибудь в карман. В Луганске одно время всеми малолетними преступниками было присвоено себе название «Красные кантики». И действительно, на всех них были черные фуражки с красными кантиками.
Преступность среди подростков является наиболее опасной для общества, поскольку она угрожает его будущему. И ликвидация беспризорности, как ее рассадника, была поручена государством милиции. В 20-е годы она успешно справилась с порученным делом.
Так проходило становление луганской милиции. А знаете, как звучала в те годы милицейская присяга? «Я, сын трудового народа, гражданин Советской Республики, принимаю на себя звание красного милиционера рабочее-крестьянской милиции. Перед лицом трудящихся классов Советской России, Украины и всего мира я обязуюсь носить это звание с честью». Вот так! Перед лицом «трудящихся всего мира». Не меньше. Наши прадеды знали, чего стоит это звание, и гордились им.

* * *
Луганская милиция с момента рождения прошла сквозь множество испытаний. О наиболее заметных ее людях складывались легенды, передававшиеся новым поколениям. А чего стоила война с криминалом, развернувшаяся в 90-е годы, когда наступило новое Смутное время! Тогда наш край, как и другие области, захлестнула волна преступности, вдобавок он покрылся сетью разнообразных ОПГ, терроризировавших луганчан. Нередки были и их схватки между собой. В противоборство с ними вступила луганская милиция, особенно службы, непосредственно заточенные на борьбу с криминалом, в одной из которых довелось проходить службу и автору. Но как бы ни было трудно, рискованно, случалось и, теряя товарищей в той войне, мы выполняли свой долг и наиболее опасные формы преступности были побеждены. Эти годы еще ждут своих летописцев.
И сегодня личный сoстав MΒД Республики встрeчаeт свoй праздниĸ на пoстy, надeжнo oxраняя спoĸoйнyю жизнь и сoзидатeльный трyд. Правоохранители смогли не допустить разгула преступности в наше неспокойное время и всегда готовы встать на защиту прав и свобод граждан ЛНР. С профессиональным праздником, дорогие друзья!

Александр Акентьев


XXI век