Вослед за Александром Невским (ФОТО)

20-10-2017, 03:10 0

Вослед за Александром Невским (ФОТО)
Вослед за Александром Невским (ФОТО)
Вослед за Александром Невским (ФОТО)
Вослед за Александром Невским (ФОТО)
Вослед за Александром Невским (ФОТО)
Вослед за Александром Невским (ФОТО)
Вослед за Александром Невским (ФОТО)
Вослед за Александром Невским (ФОТО)
Вослед за Александром Невским (ФОТО)
Вослед за Александром Невским (ФОТО)
Вослед за Александром Невским (ФОТО)
Какими быть, с кого брать пример, на кого быть похожими – да и вообще, стоит ли сверять свои замыслы, цели, поступки с кем-то из современников или великих предшественников – такими недетскими и очень непростыми даже для взрослых вопросами задались ученики одной из луганских школ. Причем ответы на них искали все вместе, в рамках проекта, для которого главным героем был выбран один из выдающихся полководцев и государственных деятелей, своими деяниями возведенный в ранг православных святых.

– Это мероприятие проходит в рамках экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию, – пояснила педагог-организатор Государственного учреждения «Луганская школа I-III ступеней № 19» Татьяна Андреева. – Соавторы проекта и участники творческой группы – учителя нашей школы; также с нами работает научный руководитель – Ирина Петровна Булах, доцент кафедры педагогики Луганского национального университета им. Владимира Даля. Проект заключается в изучении жития Александра Невского с привлечением детей к исследовательской работе.
Именно его биография стала той точкой отсчета, тем «камертоном» по которому ученики луганской школы № 19 в рамках проекта «Живая история» выстраивали свои размышления, ведущие к выводам, которые наверняка пройдут через всю их жизнь.


– Эта задумка появилась, когда мы узнали, что Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным издан Указ о подготовке к празднованию 800-летия со дня рождения князя Александра Невского в 2020 году. Мы решили, что тоже можем поучаствовать, потому что мы – часть Руси, часть великой России. Не случайно, думаю, именно Александр Невский – тот святой, лик которого впервые в этом году появился накануне празднования 9 мая в качестве одного из символов и героев нашего народа на плакате на Театральной площади и сопровождал Парад Победы в столице ЛНР. Коллектив нашей школы давно дружит с духовенством луганского Храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. А кроме того, 19-я школа одной из пилотных экспериментальных площадок в нашей Республике по внедрению духовно-нравственной составляющей воспитания в образовательный процесс.
Эти моменты стали для нас ключевыми, и мы решили, что нашим детям, да и нам самим, собственно, не мешало бы узнать подробнее об этой выдающейся исторической личности, – рассказала преподаватель русской словесности и основ православной культуры Лариса Вьюненко.
Школьный проект, проходивший при участии научных работников и духовенства, включает в себя несколько этапов. На первом, начальном, всем ученикам предложили поразмышлять о том, на кого они хотят быть похожими.


– Наше предложение ребята поддержали очень активно, подавляющее большинство приняло участие в написании сочинений – более 100 серьезнейших размышлений о том, кем бы каждый из них хотел стать и почему. Были награждены ребята, чьи сочинения отличились наибольшей содержательностью, а Гран-при присуждено семикласснику Ивану Мамонтову, – отметила Татьяна Андреева.


В своих сочинениях все участники разделились на несколько групп: Фанаты и поклонники (те, кто хочет походить на известную личность современности), Продолжатели своего рода (то есть те, кто хочет быть похожим на одного из членов своей семьи или кого-то из родственников), Покорители вершин мастерства (такие ребята, кто всерьез занимается каким-то делом, избрал для себя профессию).

А следующий этап был посвящен ознакомлению с биографией Александра Невского и включал в себя уже исследовательскую работу. Малыши изучали жизненный путь великого князя на своем возрастном уровне: готовили рисунки, плакаты с небольшими рассказами о том, что они узнали. Первоклассники озвучили самые известные факты об Александре Невском; второклассники сообщили о том, каким он был в детстве; третьеклассникам доверили спецзадание – узнать о знамени дружины древнерусского полководца и об ордене имени Александра Невского; четвероклассники же искали сведения о семье русского князя. Старшие школьники готовились на более серьезном уровне: на основании личных и групповых изысканий они предлагали вопросы по биографии Александра Невского для участия в интеллектуальном поединке. Кроме того, несколько учащихся школы подготовили и индивидуальные сюрпризы – музыкальные выступления на ту же тематику (в частности, тропарь Александру Невскому). Все результаты этой работы были представлены в рамках общешкольного вечера «Живая история».

– Это наши истоки. Это образ воина, защитника, государственника, человека с глубокой верой. Сегодня надо возрождать идеалы, на которых формировалась наша культура, наша Русь. Идеал святости, святой Руси – фактор нашего глубинного духовного христианского понимания. Потому дети должны знать героев своего народа – тех людей, которые формировали духовную ткань на нашей родной земле. И в этом направлении русская культура открывает перед нами громадный потенциал для формирования личности. И 19-я школа в этом направлении очень много и упорно работает. Сегодняшнее мероприятие – одно из свидетельств этого, – так прокомментировал проект протоиерей Александр Пономарев, настоятель Храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» и руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации. – Это долгий, тяжелый, но созидательный и правильный путь.

Вначале слово было предоставлено малышам, а затем старшие ребята – две сборные команды с символическими названиями «Щит» и «Меч» – встретились на брейн-ринге. В жюри, решавшее исход этой битвы, вошли директор школы № 19 Любовь Левченко, учитель истории и обществознания Татьяна Наумова и отец Александр из храма «Умиление». Родители же, педагоги и остальные ученики школы с большим жаром болели за своих одноклассников.

Полина ГЛУЗ

XXI век