Вослед за Александром Невским (ФОТО)
20-10-2017, 03:10 0
Какими быть, с кого брать пример, на кого быть похожими – да и вообще, стоит ли сверять свои замыслы, цели, поступки с кем-то из современников или великих предшественников – такими недетскими и очень непростыми даже для взрослых вопросами задались ученики одной из луганских школ. Причем ответы на них искали все вместе, в рамках проекта, для которого главным героем был выбран один из выдающихся полководцев и государственных деятелей, своими деяниями возведенный в ранг православных святых.
– Это мероприятие проходит в рамках экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию, – пояснила педагог-организатор Государственного учреждения «Луганская школа I-III ступеней № 19» Татьяна Андреева. – Соавторы проекта и участники творческой группы – учителя нашей школы; также с нами работает научный руководитель – Ирина Петровна Булах, доцент кафедры педагогики Луганского национального университета им. Владимира Даля. Проект заключается в изучении жития Александра Невского с привлечением детей к исследовательской работе.
Именно его биография стала той точкой отсчета, тем «камертоном» по которому ученики луганской школы № 19 в рамках проекта «Живая история» выстраивали свои размышления, ведущие к выводам, которые наверняка пройдут через всю их жизнь.
– Эта задумка появилась, когда мы узнали, что Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным издан Указ о подготовке к празднованию 800-летия со дня рождения князя Александра Невского в 2020 году. Мы решили, что тоже можем поучаствовать, потому что мы – часть Руси, часть великой России. Не случайно, думаю, именно Александр Невский – тот святой, лик которого впервые в этом году появился накануне празднования 9 мая в качестве одного из символов и героев нашего народа на плакате на Театральной площади и сопровождал Парад Победы в столице ЛНР. Коллектив нашей школы давно дружит с духовенством луганского Храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. А кроме того, 19-я школа одной из пилотных экспериментальных площадок в нашей Республике по внедрению духовно-нравственной составляющей воспитания в образовательный процесс.
Эти моменты стали для нас ключевыми, и мы решили, что нашим детям, да и нам самим, собственно, не мешало бы узнать подробнее об этой выдающейся исторической личности, – рассказала преподаватель русской словесности и основ православной культуры Лариса Вьюненко.
Школьный проект, проходивший при участии научных работников и духовенства, включает в себя несколько этапов. На первом, начальном, всем ученикам предложили поразмышлять о том, на кого они хотят быть похожими.
– Наше предложение ребята поддержали очень активно, подавляющее большинство приняло участие в написании сочинений – более 100 серьезнейших размышлений о том, кем бы каждый из них хотел стать и почему. Были награждены ребята, чьи сочинения отличились наибольшей содержательностью, а Гран-при присуждено семикласснику Ивану Мамонтову, – отметила Татьяна Андреева.
В своих сочинениях все участники разделились на несколько групп: Фанаты и поклонники (те, кто хочет походить на известную личность современности), Продолжатели своего рода (то есть те, кто хочет быть похожим на одного из членов своей семьи или кого-то из родственников), Покорители вершин мастерства (такие ребята, кто всерьез занимается каким-то делом, избрал для себя профессию).
А следующий этап был посвящен ознакомлению с биографией Александра Невского и включал в себя уже исследовательскую работу. Малыши изучали жизненный путь великого князя на своем возрастном уровне: готовили рисунки, плакаты с небольшими рассказами о том, что они узнали. Первоклассники озвучили самые известные факты об Александре Невском; второклассники сообщили о том, каким он был в детстве; третьеклассникам доверили спецзадание – узнать о знамени дружины древнерусского полководца и об ордене имени Александра Невского; четвероклассники же искали сведения о семье русского князя. Старшие школьники готовились на более серьезном уровне: на основании личных и групповых изысканий они предлагали вопросы по биографии Александра Невского для участия в интеллектуальном поединке. Кроме того, несколько учащихся школы подготовили и индивидуальные сюрпризы – музыкальные выступления на ту же тематику (в частности, тропарь Александру Невскому). Все результаты этой работы были представлены в рамках общешкольного вечера «Живая история».
– Это наши истоки. Это образ воина, защитника, государственника, человека с глубокой верой. Сегодня надо возрождать идеалы, на которых формировалась наша культура, наша Русь. Идеал святости, святой Руси – фактор нашего глубинного духовного христианского понимания. Потому дети должны знать героев своего народа – тех людей, которые формировали духовную ткань на нашей родной земле. И в этом направлении русская культура открывает перед нами громадный потенциал для формирования личности. И 19-я школа в этом направлении очень много и упорно работает. Сегодняшнее мероприятие – одно из свидетельств этого, – так прокомментировал проект протоиерей Александр Пономарев, настоятель Храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» и руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации. – Это долгий, тяжелый, но созидательный и правильный путь.
Вначале слово было предоставлено малышам, а затем старшие ребята – две сборные команды с символическими названиями «Щит» и «Меч» – встретились на брейн-ринге. В жюри, решавшее исход этой битвы, вошли директор школы № 19 Любовь Левченко, учитель истории и обществознания Татьяна Наумова и отец Александр из храма «Умиление». Родители же, педагоги и остальные ученики школы с большим жаром болели за своих одноклассников.
XXI век