Российский политолог Алексей Чеснаков назвал факторы риска, которые возникнут при непродлении закона об особом статусе
29-09-2017, 06:09 0
Российский политолог, директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков в ходе состоявшегося вчера в Москве заседания Комитета общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины назвал пять факторов риска, которые могут возникнуть в связи с непродлением Киевом действия закона об особом статусе Донбасса.
Президент Украины Петр Порошенко в октябре 2014 года подписал закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", в соответствии с которым в данных районах на три года устанавливался особый статус. На практике закон, действие которого завершается 18 октября 2017 года, Украиной не применялся. В марте 2015 года Порошенко вопреки Минским соглашениям без согласования с Республиками Донбасса внес в закон об особом статусе поправки, которые фактически заблокировали действие документа. В начале 2016 года тогдашний глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер предложил механизм введения в силу закона об особом статусе Донбасса на временной основе в день выборов и на постоянной - после опубликования отчета ОБСЕ об итогах голосования.
Первый фактор Чесноков назвал "нормативным".
"Закон об особом статусе - единственный нормативный документ, который фиксирует сам этот термин - особый статус. Больше в украинском законодательстве нет никаких документов на этот счет", - пояснил он.
Политолог напомнил, что Киев должен был также принять соответствующую поправку в конституцию Украины, в которой закон об особом статусе должен был быть упомянут как основа существования "отдельных районов Донецкой и Луганской областей". Но поправка не была принята.
"Все остальное законодательство должно было базироваться на этой поправке. Нет поправки - нет особого статуса - не о чем разговаривать", - указал Чеснаков.
Также в случае возможного прекращения действия закона об особом статусе исчезает "фактор стимула", то есть больше нет стимула обсуждать будущее.
"На самом деле, его нет не только со стороны Республик, но и со стороны Украины. Украина откровенно не хочет обсуждать этот формат, она считает, что должна от Республик получить лишь согласие на капитуляцию", - пояснил политолог, отметив, что страны-гаранты Минских соглашений не готовы мириться с такой ситуацией.
"Поэтому, я думаю, что тема особого статуса и закона об особом статусе явно будет поднята на уровне "нормандской четверки", - считает он.
Третьим является "фактор имплементации".
"Окончательно теряет смысл не только "формула Штайнмайера", но и вся система пошагового исполнения вопросов безопасности и политических вопросов, а все политические шаги построены именно на основе закона об особом статусе", - отметил Чеснаков.
Факторы безопасности кризиса форматов заключаются в том, что перестанет действовать принцип необходимости прекращения огня в Донбассе для дальнейших переговоров, а деструктивные тенденции проявятся не только в Минском, но и в "нормандском" форматах.
"То есть отказ от продления закона об особом статусе приведет не только к кризису Минского переговорного процесса, но вообще всех переговорных форматов", - пояснил директор Центра политической конъюнктуры.
Участники Контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе 12 февраля 2015 года подписали в Минске согласованный с главами стран-участниц "нормандской четверки" (Россия, Германия, Франция и Украина) Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Совет безопасности ООН 17 февраля 2015 года резолюцией №2202 одобрил Комплекс мер, который стал приложением №1 к данной резолюции. Также Совбез ООН призвал все стороны обеспечить полное выполнение Комплекса мер.
Документ предусматривает прекращение огня, отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения, начало диалога о восстановлении социально-экономических связей Киева и Донбасса, а также реформу конституции Украины с целью децентрализации и закрепления "особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей".
* * *
Комитет общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины был создан в июне 2014 года по инициативе председателя Совета Федерации Федерального Собрания России. В состав комитета вошли члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты Российской Федерации, представители общественных организаций, средств массовой информации.
Комитет является площадкой для широкого обсуждения общественностью военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных в результате вооруженного конфликта в Донбассе и донесения информации о них до мировой общественности. Кроме того, комитет обсуждает вопросы, связанные с оказанием гуманитарной помощи лицам, проживающим в зоне конфликта, содействия беженцам и вынужденным переселенцам, которые прибывают в Россию.
XXI век