ПО РУСОФОБСКИМ МИФАМ

16-09-2017, 01:09 0

ПО РУСОФОБСКИМ МИФАМПросматривая украинские СМИ, путешествуя по просторам интернета, замечаешь, что они дышат какой-то иррациональной злобой и ненавистью к нам, жителям Донбасса. Это же слышится и в речах украинских политиков. Для них мы «ватники» и «гопники», «колорады» и «дегенераты», в общем «генетический мусор». Достается и России, и русским, которые даже имени такого не смеют носить, ибо даже не славяне, а какие-то ордынцы-азиаты – «финно-монголы-быдло- кацапы», в отличие от «расово правильных» украинцев- европейцев. Не было подобного в Гражданской войне минувшего столетия, где противники называли себя, в общем, нейтрально: «красные», «белые» или «контра», «совдепия». Похоже, было и во время Великой Отечественной, где противники именовали друг друга «фрицами» и «иванами». Хотя нацистская идеология известна: всемерное превознесение себя и создание из противника образа «чужого», или «недочеловека», которого психологически поэтому и убивать легче. Так в современной Украине перещеголяли даже былых германских наставников бандеровцев.

И буквально во всех бедах Украины и украинцев виновата Россия. В отличие от взглядов, утвердившихся на Украине, россияне не приемлют сваливание вины на другого. Да, например, США сейчас враг, но от россиянина редко услышишь, что США виноваты в проблемах России. Россиянин по-взрослому винит в своих бедах только себя. Укропеец же напротив, никогда не виноват. Он весь в белом и жертва. Украина это карамельная страна, возле которой одни кучи навоза, которые мешают ей жить. И такая пропаганда идет не первое десятилетие. Среди русофобских мифов любопытен такой, что именно дикие «москали» научили доверчивых и ангелоподобных украинцев пить и материться – вот не знали они ранее таких скверных привычек! На этих мифах и остановимся.


ЗА ЧАРКОЙ


Алкоголь люди употребляли издавна. Пил весь обитаемый мир, пила и вся Европа. Но в разных ее регионах отдавали предпочтение своим напиткам. По югу, там, где рос виноград (Франция, Испания, Италия и пр.) распространилась культура виноделия. На севере же (Германия, Швеция, Россия и т.д.), где виноград не рос, утвердилась культура пивоварения. Сохраняется она и сегодня. В России доныне на рынках продаются хмель и солод для приготовления домашнего пива. Издавна ставили еще меды, брагу и квас. Квас в старину тоже был легким хмельным напитком. Как воспоминание о тех временах осталось разве что слово «накваситься». Сегодня же хмельной квас в домашних условиях по старинным рецептам изготавливают лишь отдельные оригиналы.

А что Украина? Вернее ее «щирые» области, некогда входившие в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ), которое сегодня во всю расхваливают украинские историки. Вино было привозным и стоило дорого. Как и везде в северных краях варили пиво. Все изменилось с изобретением перегонки крепкого алкоголя. Водка в Литве появилась на столетие раньше чем в Москве и в Малороссии получила название «оковыта» - от латинского aguavitae (аква витэ) – «вода жизни» или горилки. В скором времени главное место заняло то, что сегодня назвали бы самогоноварением. Однако право гнать и продавать горилку в шинках, было вскоре приватизировано шляхтой и в основном еврейскими арендаторами, крестьян и казаков за самостоятельное «винокурение» власти преследовали. Кстати, все казачьи восстания среди прочих пунктов выдвигали и требование права «вольного винокурения».

В одной из статей я уже писал о том, что отмечают, словно сговорившись, все европейские путешественники по прежней Украине – это способность местных жителей поглощать немеряное количество горячительных напитков. Подобных пропойц, пишут они, не встретишь нигде в мире. Открываем, например, книгу французского военного инженера Гийома Левассера Боплана «Описание Украины, представляющей собой несколько провинций Польского королевства», изданную в Париже в 1651г. (т.е. до воссоединения с Россией) и читаем. Боплан так описывает нравы местных жителей: «Нет также среди них хотя бы одного, кто бы не старался превзойти своего товарища в пьянстве и гульбе… Зато, я думаю, вряд ли еще какой-нибудь народ на свете давал бы себе столько свободы в питье, как они, ибо не успевая протрезветь, они сразу же принимаются лечиться тем, от чего пострадали… Кроме всего прочего, эти люди вероломны, склонные к предательству, подлые, которым можно довериться, лишь хорошенько подумав».

А вот взгляд изнутри. Жил в ВКЛ в XVI веке некий шляхтич Михайло Литвин, который оставил сочинение о своем времени на латинском языке. С горечью он жалуется на испорченность нравов и сравнивает положение в Литве по сравнению с соседями, с той же Россией: «Так как московитяне воздерживаются от пьянства, то города их славятся ремесленниками, прилежно изготавливающими различные изделия; они снабжают нас деревянными чашками и посохами, также седлами, саблями, конскою сбруею и разного рода оружием, получая за эти предметы наше золото». А вот что он пишет о «литовцах», подразумевая под ними и тех, кого позже назовут украинцами и белорусами (ведь они принадлежали к одному государству): « В городах литовских самые многочисленные заводы – это броварни и винницы. Литовцы возят с собой пиво и водку в военные походы и даже тогда, когда съезжаются, чтобы присутствовать на богослужении. Они так привыкают к этим напиткам дома, что если во время похода случится пить воду, они, вследствие непривычки, гибнут от поноса и дизентерии. Крестьяне, не радея о земледелии, собираются в корчмах, пьянствуют там день и ночь, забавляясь пляскою ученых медведей под звуки волынки… День у нас начинается питьем водки, еще лежа на кровати, кричат: «Вина, вина!» и затем пьют этот яд мужчины, женщины и юноши на улицах, на площадях, даже на дорогах: омраченные напитком, они не способны ни к какому занятию и могут только спать».

В общем, разложенное в том числе и пьянством, Великое княжество Литовское пришло в упадок и проиграло трезвой Москве все, что могло и стало в конце концов вассалом Польши, заключив с ней в 1569г. Люблинскую унию. Не вяжется как-то вышеописанная картина с изображением украинцев тех времен как ангелоподобных существ, которых якобы потом развратили дикие москали. В общем, пили как истинные «європейці»! Один московский путешественник по Западной Европе 17 века с изумлением отмечал: «Немцы - народ дохтуроватый, а пьют вельми зело». Очевидно, в допетровской Москве пили или только «вельми» или только «зело». А тут в двойной порции. Кстати, после того как Гетманщина была присоединена к России, главной доходной статьей ее казачьей старшины стала контрабанда самогона в российские волости.

А что сегодня? Глядя на запойного президента Украины, эдакого майданного «революционера Че Бухару», стоит ли удивляться, что страна по итогам 2012 года заняла третье место в мире по среднему потреблению водки на человека? Об этом свидетельствуют данные рейтинга, составленного на основе данных британской компании «International Wine & Spirit Research». Но самое худшее - развитие на Украине детского алкоголизма, в чем она числится мировым лидером. Несколько лет назад специалистами Всемирной организации здравоохранения в стране было опрошено около 200 тысяч учеников 5-10 классов. Украина опередила по детскому алкоголизму все страны Европы (включая Восточную Европу и Россию) и заняла "почетное” первое место, на втором месте, как ни странно, Израиль. 40% школьников на Украине пьют регулярно! В Израиле, к примеру, 28%, в России еще меньше. Что такое регулярно, правда, не поясняется, но это не раз в месяц, дети с бутылкой пива на улице, даже не старшего школьного возраста, а 13-15-летние, становятся нормой.

ЭТИМОЛОГИЯ МАТА И «ФЕНИ»


Окинув взглядом филологическую науку, увидим, что она до сих пор не имеет ясной научной концепции относительно происхождения мата и пробавляется сочинением различных баек: от мата, как якобы изначально языческих молитв, заговоров и заклинаний до тех же монголов – учителей сквернословия. На Украине же все эти байки непременно имеют русофобскую окраску. Утверждается, что до российской экспансии украинцы ни о каком сквернословии ведать не ведали. Например, некая Леся Ставицкая в «Короткому словнику жаргонної лексики української мови» указывает, что все нецензурные слова – заимствования из «российского» языка. И, конечно же, чрезвычайно популярна версия о том, что якобы монголы так обращались со своими русскими рабами, а те по своей рабской сущности восприняли подобное как образец поведения. Доходчиво разъясняется и то, что сама быдло-москальская орда – дикая Азия!

Действительно ли мат принесли на Русь монголы? С этим «татаро-монгольским игом» сплошная морока. Если копнуть поглубже, то странности лезут одна за одной, хотя то время и обросло устоявшимися мифами. Однако на этом «иге» непременно затормаживаются все свидомые. Как будто Орда на территорию Украины и ногой не вступала. Хотя все совсем наоборот. В леса и чащобы средне-русской равнины степняки не очень-то и совались. Не полезли и в богатые торговые города – Смоленск, Псков, Новгород. А вот на территории «щирой» Украины, на Киевщине и Подолии, татары жили оседло. Полтораста лет татарского владычества, пока не пришла Литва, тоже срок немалый.

В чем состояло это «иго» на Руси? Гарнизонов завоеватели не оставляли, религию, язык и обычаи не трогали. Переписали население, наложили определенную дань и отбыли в свои улусы. Уже в 1243г. силы Батыя были ничтожны. По завещанию Чингис-хана его старший сын, Джучи, получил 4 тыс. монгольских воинов с разрешением пополнять армию за счет населения покоренных стран. На долю Батыя, главы Большой, или Золотой, орды пришлось всего 2 тыс.: хины (мобилизованные чжурчжени), артиллерия, т.е. обслуга военных машин, и мангуты.

И все пошло по-старому. При такой постановке «ига» никакого влияния на русский язык и культуру они оказать не могли. И действительно, вспомните хотя бы несколько монгольских (не тюрских) слов?

Однако, несомненно, мат и вообще многие слова ненормативной лексики имеют иностранное происхождение. Почему? Такова уж наша психология. Назвать человека «дураком» одно, а вот употребить латинский медицинский термин «дебил» (лат. debilis — «слабый»), т.е. умственно отсталый, кажется оскорбительней. Из каких языков? Преимущественно из тюрского, арабского. Тюрские народы издревле жили на Руси, те же берендеи и черные клобуки на Киевщине. В общем, сложилась некая тюрско-славянская общность. Да и сам Киев до IX века был хазарским городом, а ряд славянских племен платил дань хазарам, хоть и иудаистам, но тюркам по происхождению. Арабские купцы тоже были там частыми гостями, откуда идет арабская составляющая русского лексикона. Объяснение этого явления заняло бы слишком много места, поэтому я просто отсылаю читателей к интересной книге филолога-арабиста Н.Н.Вашкевича «За семью печатями».

Итак, сам мат. Известны выражения «послать к такой-то матери», «ругаться по матери» и т.п. Только собственно с понятием «мать» они не связаны. На самом деле, как установил Н.Н.Вашкевич, русское слово «мат» восходит к арабскому «маттат», что буквально означает «сильно ругать».

Или то слово, которое вдохновенно пишут на заборах. Предмет мужского достоинства во многих индоевропейских языках сравнивают со змеем. Так вот, по-арабски змей – хЕйе. Такая, значит, этимология. Тут сразу подкатывается библейский «змей-искуситель» со своим яблоком. Почему яблоком? Слово слишком похожее на другое, обозначаемое в русском просторечии словом, начинающимся на букву «е». Арабское же похожее слово «джибилля» означает природа, естество. В общем, событие, когда Ева предложила яблоко Адаму и их совместное его поедание имеет несколько другой смысл, чем вложили переводчики Библии с арамейского. То есть произошел естественный процесс, для которого Бог и создал мужчину и женщину со всеми их органами. Интересно, что имя Ева (Хава) в переводе с арамейского означает «Дающая жизнь».

Одним из самых распространенных ругательств является «Иди ты на …!» По мнению Н.Н.Вашкевича в этом выражении первоначально не было ничего оскорбительного, так как арабское «(х)иди нАхия» буквально «Отойди в сторону!». Из слов тюрского происхождения приведу слово «отрАк – осрАк» - задница. А такое словцо как «лярва» закатилось в народ явно из гимназических кругов, где в обязательном порядке изучали латынь. В древнеримской мифологии «ларва» - неприкаянная душа, не нашедшая покоя в подземном царстве и блуждающая по земле, пугая живых.

Но достаточно. А теперь перейдем к «фене», уголовному жаргону, основательно распространившемуся в широких народных кругах после «великой криминальной революции». Изначально феня - это язык, который использовался бродячими торговцами - так называемыми офенями. Они собственно и создали этот язык. Офени были лихими людьми. Они ходили с товаром от одного села к другому. Эти товары представляли немалую ценность и офени вполне резонно опасались грабежа. У фени две главные функции: первая это сокрытие информации от других. А вторая - это распознавание «своих». А поскольку эти люди ходили по большой дороге, то зачастую сами не брезговали криминальным ремеслом. И впоследствии этот язык очень органично стал использоваться в преступной среде. Этимологическая расшифровка значительного числа терминов этой «фени» удается на основе тюрской лексики. Вот некоторые примеры:

Атас! – предупреждение об опасности. У тюрских народов, когда кто-нибудь из не в меру расшалившихся детишек, вдруг замечает приближение взрослых, он предупреждал друзей криком «Атеш!» («Родители!»). Со временем этот «аттеш» стал сигналом опасности вообще;

БазлАть – громко кричать, от базламАг – издавать рев, реветь;

Баланда – тюремная пища, от баламык - жидкая мучная похлебка;

Тырить – от тарту – тащить, тянуть;

Урка – от урк – тот, кого все боятся, пугаются;

Уркаган – от урк + каган – глава урок.

Но особенно много словесного достояния подарили уголовному жаргону евреи. Почему? Даже немного обидно за наш великий и могучий. Неужели в русском языке не нашлось лексики для нужд и чаяний работников ножа и топора?

Каким же образом выходцы из страны обетованной научили уголовников ботать по фене? Собственно евреи в центральной России стали появляться после присоединения Малороссии, но особенно после разделов Польши, где было немало еврейских местечек. В 1791 году была введена черта оседлости. Лицам иудейского вероисповедания фактически запрещалось проживание в крупных городах. Соответственно любой ловец счастья, отправившийся из местечка в мегаполис в поисках лучшей доли, сразу же попадал на нелегальное положение. При этом они усиленно шли и в криминальные слои. В 1869 году по данным полиции 53 % лиц из числа потомков Авраама, официально зарегистрированных в Санкт-Петербурге, состояло на учете в сыскном отделении. Воровской жаргон стал активно пополняться лексикой из идиша и иврита. Уже в 1892 году было издано «Наставление по полицейскому делу», где отмечалось, что «межъ воровъ во множестве употребляются слова еврейскаго происхождения». В связи с этим для городовых был составлен специальный словарь, чтобы они понимали, о чем говорят между собой урки.

Небольшой словарик:


блат - идиш «блат», букв. «листок», изначально обозначало наличие своего рода рекомендательного письма, записки, свидетельствовавшего о том, что податель пользуется серьезной протекцией;
лох - ид. «лох», букв. «дырка», в общем смысле потенциальная жертва преступления, потерпевший;

малина – русифицированная версия еврейского «малон» - гостиница;

мент - ид. «мент», букв. «накидка», первоначально использовалось для обозначения любых государственных служащих, в Австрии и России носивших характерные форменные плащи-накидки;

мусор – ивр. «мосер», букв. «предатель»,термин, обозначающий стражей порядка; другая версия происхождения слова от названия «Московский уголовный сыск», сокращенно МУС;

ничтяк– иврит «ништак» - замечательно;

фарт - ид. «фарт», букв. «добыча» - общий термин, обозначающий до настоящего времени «воровскую» удачу, то есть постоянное наличие добычи;

халява - ивр. «халав», букв. «молоко». В западных губерниях России существовала форма сбора средств для единоверцев – «дмей халав» - букв. «деньги на молоко» - то, что достается задаром.

шмон - ивр. «шмоне», букв «восемь» - первоначально слово обозначало вечернюю поверку и досмотр вещей в ночлежках, проводившиеся в восемь часов вечера. В настоящее время используется в значении обыска вообще.
шпана - ид. «шпаннен», букв. «напрягать» - группировка молодежи с уголовными наклонностями.

* * *


При написании статьи я не стремился дать какую-то определенную концепцию о происхождении ненормативной лексики. Возможно, вся русская ненормативная лексика восходит к дославянскому периоду Среднего Поднепровья и досталась нам как бы по наследству при формировании древнерусского языка в виде тюрко-славянского суржика.
Но это работа филологов. Цель статьи иная – развеять очередные русофобские мифы, вбиваемые в головы украинцев на протяжении десятков лет.

Александр Акентьев
XXI век