Страницы жития святого благоверного князя Александра Невского
12-09-2017, 01:09 0
12 сентября Православная Церковь празднует Перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1724).
Родился Александр Ярославич в 1219 г. в городе Преяславле. Отец его – великий князь Ярослав Всеволодович, страдалец за русскую землю, вел благочестивую жизнь, был кроткий и милостивый, душу свою положил за вверенную ему Богом в управление страну. Мать – благоверная княгиня Феодосия: своим благочестием и подвижничеством еще при жизни приобрела имя святой княгини. Под надзором благочестивых, любящих родителей проходили детские годы жизни князя Александра. Господь с детских дней готовил в нем светильник веры, горящий добродетелями. Очень рано пришлось ему вступить на самостоятельный жизненный путь.
Богатый и «вольный» Великий Новгород, владевший почти всем теперешним севером Руси, после ссор с новгородцами был оставлен кн. Ярославом на управление двух малолетних сыновей Феодора и Александра. В 1233 г. неожиданно скончался старший из княжичей, и князь Александр остался один в чужом для него городе. Нелегко было его положение. С одной стороны, свободолюбивые новгородцы хотели, чтобы молодой князь послушно исполнял их желания, считался с их вольностями и обычаями. С другой стороны, отец Ярослав Всеволодович требовал от сына заботиться о возвышении в Новгороде княжеской власти, не считаясь с недовольством новгородцев. От юного князя потребовались немалые твердость воли, осторожность и уменье обращаться с людьми, чтобы привлечь к себе доверие новгородцев. Он жил между двух огней, настороже, успешно обходя трудности. Им доволен был отец, его полюбили новгородцы.
Но не однимумом и мудрым управлением кн. Александр привлекал к себе сердца новгородцев, а еще редкими душевными качествами. Наряду с духовною красотою он обладал необычайной красотой телесной, которая поражала всех, кто видел князя.
Богатые новгородцы считали, что не дело князя вмешиваться во внутренние дела города. Постановления собраний Новгорода под их влиянием часто были несправедливыми и вызывали ропот у бедных людей. Обиженные не могли найти защиту у власти, так как власть принадлежала тем же богатым. Недовольство нередко переходило в открытое возмущение. Враждующие стороны жестоко расправлялись с теми, кто казался им главным виновником. Новгородский князь не мог с этим справиться, но много заботился о том, чтобы его бояре и дружинники не подавали поводов к недовольству.
Но и среди князей шли раздоры, которые еще более ослабляли Русь. Одно за другим терпели поражение русские князья от татар. Их предводитель Батый, переправившись с своими ордами через Каму и Волгу, опустошал одно за другим русские княжества. Рязань, Москва и стольный град северо-восточной Руси Владимир представляли собою одни развалины. Татары подвигались и к Новгороду, но молитвами новгородских святителей, князей и преподобных отцов Господь защитил Великий Новгород и новгородского князя: не дойдя 100 верст до Новгорода, татары поворотили на юг, пошли разрушать матерь русских городов — стольный град Киев.
Князь Ярослав вынужден был заключить с татарами унизительный мир. Татары потребовали от русских поголовной, очень тяжелой дани и беспрекословного исполнения всех их требований, но они больше не беспокоили их своими набегами. Кроме угрозы гибели от татар, северо-западным русским городам Великому Новгороду и Пскову угрожали шведы, немцы и литовцы. Пользуясь разгромом Руси татарами, они усилили натиск на пограничные русские города, надеясь завоевать их и подчинить папе, католической церкви.
Благоверный князь предвидел неизбежность борьбы и готовился к ней. На реке Шелони был построен ряд крепостей. Но неприятель не дал закончить работы по укреплению новгородско-псковских границ. С большим отрядом войска, в состав которого входили шведы, норвежцы и финны, сопровождаемый католическими епископами, Биргер в 1240 г. неожиданно появился на устье реки Ижоры и послал в Новгород дерзкий вызов кн. Александру: «Я уже в твоей земле, опустошаю ее и хочу взять в плен и тебя. Если можешь мне сопротивляться — сопротивляйся».
Биргер заранее торжествовал победу. Тогда и прозвучала знаменитая фраза князя Александра «Не в силе Бог, а в правде», — такими словами ободрил вождь своих сподвижников. Затем с горстью храбрецов он быстро направился навстречу врагу, и на берегу реки Невы, в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля) произошла знаменитая битва, за которую кн. Александр получил название Невского. Шведы были разбиты и поспешили удалиться.
Но новгородцы, которые должны были дорожить этим подвигом своего князя, скоро о нем забыли. Прошла опасность, и они рассорились с ним. Александр оставил Новгород и ушел в Переяславль. Услышав об отъезде из города Александра, Ливонские немцы завоевали Псков и пошли на Новгород. Тогда новгородцы и вспомнили о своем князе, раскаялись в нанесенной ему обиде и решили упросить его вернуться в Новгород. С этою целью во Владимир было отправлено посольство к кн. Ярославу Всеволодовичу, чтобы он отпустил в Новгород князя Александра. Милостивый князь не вспомнил нанесенной ему обиды, поспешил туда, где так нуждались в нем. Закончив приготовления к войне, Александр Ярославич с новгородскими и низовскими полками направился освобождать Псков. Немцы были изгнаны из Пскова, и псковичи радостно встретили своего избавителя.
Но князь не ограничился изгнанием немцев из Пскова. Нужно было упрочить покой на северо-западе Руси и предупредить возможность новых нападений. Кн. Александр направился со своими полками в Ливонию. Немцы не ожидали нападения и не смогли оказать сопротивления. На обратном пути из Ливонии в Псков кн. Александр остановился на берегу Чудского озера, где 5 апреля 1242 г. произошла знаменитая битва с немецкими рыцарями, известная в истории, как Ледовое побоище.
Многочисленное войско рыцарей было уверено в победе. «Пойдем, возьмем в плен русского кн. Александра; славяне должны быть нашими рабами», — хвастливо говорили рыцари. Но, надеясь на помощь Божию и веря в святость и правоту дела, благоверный князь не убоялся этих хвастливых слов. Не смутила его и первая неудача в столкновении с рыцарями. Легкие передовые отряды, посланные благоверным князем следить за движением неприятеля, наткнулись на главные немецкие силы и были разбиты.
Тогда князь остановил свои войска на льду Чудского озера возле урочища Воронья камня на Узмени и начал готовиться к решительной битве. Число его воинов пополнилось свежими силами из новгородцев, но и теперь, по сравнению с рыцарским войском, оно было слишком мало. Зато эта малочисленность возмещалась воодушевлением воинов, их безбоязненною готовностью положить свои головы за правое дело и за любимого князя.
Рыцари первыми начали сражение. Закованные с головы до ног в железные латы, двинулись они на русское войско, чтобы раздавить его многочисленностью. Но здесь они встретили такой мужественный отпор, что были поражены. Вместо ожидаемого бегства врага, они с ужасом увидели, как ряды русских плотнее смыкались, образуя собою живую стену. Рыцари были смущены и остановились. Тогда кн. Александр с частью своих полков искусно совершил обходной маневр и напал с той стороны, откуда рыцари совершенно не ожидали нападения.
Произошла ужасная сеча. Лед на озере покрылся кровью и во многих местах не выдерживал, проваливался, увлекая за собою бойцов и их оружие. До позднего вечера продолжалась битва. Много рыцарей было взято в плен, еще более погибло. От грозного и многочисленного немецкого войска не осталось почти ничего.
Торжественно возвращались в Псков победители. Близ коня благоверного князя шло пятьдесят знатнейших рыцарей, позади русского войска — множество пленных. Радостно встретили псковичи своего избавителя.
В Ливонии весть о разгроме рыцарского ополчения навела ужас. Немцы со дня на день ожидали кн. Александра с полками в столице Ливонии — Риге. Но князь вовсе не хотел завоеваний. Освободив Новгород и Псков от беды, он уехал в свой Переяславль.
Немцы, услыхав об отъезде из Новгорода князя, поспешили прислать туда послов и просили о заключении мира и о размене пленниками. Они отказывались от всех своих завоеваний, готовы были уступить новгородцам часть своих пограничных к Новгородской земле владений, только бы склонить новгородцев к миру. И мир был заключен на условиях, которые предложили сами новгородцы. Так закончилась борьба со шведами и немцами.
Для русских Невская и Чудская победы имели огромное значение. Сам Бог рассудил вековой спор, оградил наше отечество от козней латинян, указал предел распространению немецкого владычества, мощною рукою Своего угодника Александра, грозно предостерег не вторгаться в чужие пределы и не посягать на русскую святыню — православную веру.
Два сильных западных врага были побеждены, но появился новый, не столь опасный, зато более свирепый враг — литовцы. От их опустошительных набегов страдали юго-западные границы Новгородских и Псковских владений. Литовцы боялись князя Александра, но не хотели прекратить хищнические набеги, за что и поплатились. В 1245 г. произошла битва под Торопцом. В первый же день осады Торопец был взят войсками благоверного князя. Литовцы бежали из города, но были настигнуты дружиною Александра. Восемь их предводителей пало в битве. Оставшиеся в живых, побросав награбленную добычу, спаслись бегством. Чтобы проучить дерзкого врага и обезопасить русские границы от дальнейших литовских набегов и опустошений, он с одною маленькою дружиною погнался за врагами. Возле озера Живца он настиг беглецов и истребил их. Затем вторгся в их владения и разбил их новое ополчение близ Усвята. Этим навел такой страх на врагов, что они долгое время не осмеливались нападать на русские владения.
Необыкновенною храбростью и воинскими дарованиями кн. Александр сумел даже в такое тяжелое для древней Руси время, как первые годы татарского ига, не только защитить древнерусские северо-западные области, но и доказать западному врагу, что и сраженная татарами Русь в состоянии защитить свою самостоятельность и веру.
С этих пор начинается подвижническое служение князя Родине, все свои силы посвятившего на то, чтобы облегчить тяжесть татарского ига. Чтобы избавить русские земли от татарского опустошения, Александр Ярославич направился в Орду и не только успел укротить гнев хана и остановить начавшееся на Руси кровопролитие, но и получил от хана ярлык на великое княжение.
На обратном пути из Орды в Городце, утомленный трудностью пути и тревогами, благоверный князь опасно занемог и 45 лет от роду тихо отошел ко Господу. Это было 14 ноября 1263 г.Неодолимый в битвах, он изнемог под бременем великокняжеского венца, который в то тяжелое для Руси время был поистине венцом терновым, требовал постоянного напряжения сил, а доставлял лишь огорчения и тревоги.
Митрополит Кирилл вместе с духовенством встретил тело почившего князя в Боголюбове. Бесчисленное множество народа — богатые и бедные, взрослые и дети заняли все окрестности. Плач народа покрывал все: не слышно было голоса духовенства и певчих. Казалось, что от стонов и крика могла потрястись земля.
Господь ниспослал утешение оплакивавшим кончину благоверного князя. 23 ноября во время совершения погребального чина во Владимирском соборе произошло чудо. Когда эконом митрополита Кирилла Севастиан приблизился ко гробу и хотел разнять руку усопшего, чтобы митрополит мог вложить в нее «прощальную грамоту», то благоверный князь, как живой сам простер свою руку, принял свиток и затем снова сложил свои руки крестообразно на груди. Благоговейный ужас объял всех присутствовавших. Люди удивлялись и прославляли Господа, показавшего такое чудесное знамение. Благоговейно взяв раку с телом благ. князя, его погребли в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы.
Великую услугу оказал Святой Руси ее защитник, благоверный, «непобедимый» — как назвали его современники — князь Александр Ярославич, и никогда Святая Русь не забывала и не забудет его великого земного подвига.
По материалам сайта «Азбука веры», Светлана Тишкина
XXI век