Шахтерское племя Донбасской Луганщины
26-08-2017, 11:08 0
День шахтера. Казалось бы узкопрофессиональный праздник, стоящий в ряду подобных. Однако для нас, донбассовцев, он давно стал всеобщим и одним из самых главных. Пусть даже не все мы связаны с угледобычей, но все являемся жителями горняцкого края, все проникнуты атмосферой битвы за уголь. В военных буднях и невзгодах последних лет этот День не всегда и не везде удавалось отметить, как следует. Но все земляки, видя первые победы, знали и верили, что этот праздник с нами, и он еще обязательно по-настоящему придет на нашу землю. И он приходит. Пусть пока еще в дни тревожного перемирия,но с растущей уверенностью в надежной защите нашего края и возрождении угольной промышленности. Он выплеснется на улицы городов и поселков Республики массовыми гуляниями, праздничными концертами, радостными встречами…
Историки, прорываясь в минувшие столетия нашего края, останавливаются на скифах, сарматах, разных кочевых народах, обитавших некогда в Диком Поле, первых казачьих поселениях. Так было.Но по настоящему становление Донбасса произошло благодаря углю – «черному золоту».История развития Донецкого каменноугольного бассейна началась в 1700 году с выходом указа Петра I о поиске рудных месторождений. Залежи каменного угля в бассейне реки Северский Донец были открыты подьячим Григорием Капустиным, экспедиция которого была направлена в 1721 году в район Дона Василием Лодыгиным, «рудным доносителем» Берг-коллегии. В 40-х годах известный русский рудознатец И.И.Морозов нашел здесь и руду. Залежи каменного угля и железной руды на Донбассе послужили толчком для развития всего региона.Россия, в результате русско-турецких войн присоединив северное Причерноморье - Новороссию, нуждалась в металлургической промышленности для вооружения нового Черноморского флота и новых южных крепостей. По указу императрицы Екатерины II в 1795г. развернулось строительство Луганского чугунолитейного завода. Для его обеспечения топливом, на котором из железной руды выплавляли чугун, впервые в России началась промышленная добыча каменного угля в районе Лисичанска. В 1800 году завод дал первую продукцию. Таким было начало.
Развитие продолжалось. Члены ученого общества горных инженеров, которое возникло в 1840г. при Луганском заводе, открыли в Донбассе около 300 каменноугольных и рудных залежей, благодаря их разработке возникали новые населенные пункты: Голубовка (Кировск), Петро-Марьевка (Первомайск), Шубинка (Стаханов). Но особенно бурно стал развиваться Донбасс во второй половине XIX века со строительством железных дорог, связавших его с Криворожьем, Екатеринославом, центральными губерниями России. На открывающиеся шахты, заводы и фабрики потянулись огромные массы рабочего люда из старых промышленных центров России, десятки тысяч разорившихся крестьян. Донбасс становится самым динамично развивающимся индустриальным регионом Европы.
В его развитие вкладывают свой труд сотни горных инженеров, промышленников, ученых.В 1888 году Лисичанск, Голубовку и другие места посетил выдающий русский ученый Д.И.Менделеев, чтобы выяснить возможность дальнейшего развития угольной промышленности. Изучая природные богатства края, он выдвинул идею подземной газификации угля, опережающую практические возможности того времени. Более 22 лет (1892 – 1915) упорного труда посвятил изучению Донбасса Л.И. Лутугин – профессор Петербургского горного института. Он составил геологический разрез угленосных толщ, определил их мощность, количество угольных пластов и слоев. Его научные выводы легли в основу решения важнейших практических вопросов угольной геологии бассейна. В память о выдающемся ученом один из городов нашей Республики носит его имя.
Государство, заинтересованное в развитии региона, вкладывает в него серьезные средства. Вкладывают и частные промышленники. Донбасские предприниматели одни из первых в России осознали необходимость проведения того, что сейчас называется социальной политикой.Отчасти этому есть вполне прагматическое объяснение. Труд шахтера нелегок и опасен и далеко не каждый сделает его своей профессией. Поэтому построив, допустим, шахту или завод где-нибудь в степи, предприниматель был вынужден обеспечивать своих рабочих каким-то жильем и поддерживать их трудоспособность — то есть строить поселки, больницы и прочее. Вдобавок в России промышленники находились под государственным контролем. И на средства предпринимателей Донбасса было открыто немало начальных школ, гимназий, реальных и коммерческих училищ, то есть, вместе с государством создана социальная инфраструктура региона.
Еще в 1884 году одной из первых в России в Донбассе была создана благотворительная организация помощи рабочим «Товарищество помощи горнорабочим юга России», которая оказывала материальную помощь тем, кто потерял трудоспособность в результате несчастного случая. Только за 1906 — 1908 годы затраты владельцев шахт Донбасса на обеспечение травмированных рабочих превысили 6 млн. рублей. В ряде регионов были созданы горноспасательные станции. Хотя, конечно, отношения между рабочими и их хозяевами были далекиот идеальных. Случалось, вспыхивали бунты и забастовки, рабочие отстаивали свои права, росло профсоюзное и левое движение, но так в то время было и в других цивилизованных странах. В любом случае как это не похоже на разгул «дикого капитализма», длящийся 26 лет в «незалежной» Украине!
В результате за каких-нибудь 30-40 лет, между 1860-ми и 1900-ми годами, вследствие гибкой протекционистской политики правительства, усилиями российских и иностранных предпринимателей обширная область от Северского Донца до Приазовья превратилась в крупнейший промышленный центр Европы, иногда называемый «русским Руром».
В начале прошлого века Александр Блок, посетив Донбасс, назвал его «Новой Америкой» - за невиданный динамизм развития, предприимчивость промышленников и смешение народностей в едином «плавильном котле», объединенныходной для всех индустриальной, донбасской культурой:
Ты все та, что была, и не та,
Новым ты обернулась мне ликом,
И другая волнует мечта…
Черный уголь — подземный мессия,
Черный уголь — здесь царь и жених,
Но не страшен, невеста, Россия,
Голос каменных песен твоих!
Уголь стонет, и соль забелелась,
И железная воет руда…
То над степью пустой загорелась
Мне Америки новой звезда!
В ЭПОХУ ПРОРЫВА
Большинство городов и шахтерских поселков Донбасса зарождались в XVIII-XIX веках. Но их главное развитие – это уже советское время - период индустриализации и прорыва. Шахты были градообразующими предприятиями, и вся жизнь сосредотачивалась вокруг них. Своеобразная атмосфера шахтерских городков, их быт, разговоры – все вращалось вокруг угольной темы. Уголь сплачивал, а шахтерский труд, в котором немало риска, выковывал особый, наш, донбасский характер. Который не так-то легко сломить. Это почувствовали фашисты во время Великой Отечественной, когда о стойкости шахтерских дивизий ходили легенды. Это поняла и киевская хунта в схватках с ополчением Донбасса.
А в 30-е годы прошлого векаглавным был трудовой фронт. Именно от него зависело - выдержит ли страна неминуемую схватку в готовящейся Западом войне. 4 февраля 1931 года И.В. Сталин сказал историческое: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы это сделаем, либо нас сомнут». И дал, таким образом, старт индустриализации, которая позволила выстоять против объединённой силы Европы в Великой Отечественной войне. Содержание этого рывка можно передать словами: мобилизация, динамика, развитие. В нем ведущую роль сыграли разработанные уникальные методы управления общественным хозяйством, индикативное планирование, позволявшее оперировать ограниченными ресурсами. И социальные технологии, разбудившие трудовую и творческую энергию масс.
Одной из таких стало стахановское движение, охватившее всю страну. Но родиной его был наш Донбасс.
Судьба Алексея Стаханова складывалась типично в те годы. Парень из села на Орловщине поступил на шахту «Центральная-Ирмино». Чем не обидела природа Стаханова, так это отменным здоровьем и прекрасными физическими данными. И еще трудолюбием, а также рабочей сметкой. К лету 1935 года норма выработки угля на одного шахтёра составляла 7,5 тонны за смену. Вопрос о том, как можно увеличить производительность труда, волновал многих, в том числе на шахте «Центральной-Ирмино». Стаханов, к тому времени уже шахтёр опытный и хорошо знающий своё дело, заметил: нужно разделение труда между шахтёрами — пока один рубит уголь, крепильщики укрепляют свод шахты, а коногоны вывозят уголь. При такой схеме можно за смену выдавать 70–80 тонн угля. За это рационализаторское предложение ухватился парторг Константин Петров. Инициатива Стаханова сулила настоящий прорыв, нужно было только убедительно доказать её.
В ночь с 30 на 31 августа в шахту спустились Стаханов, парторг Петров, крепильщики Тихон Борисенко и Гаврила Щеголев, а также редактор шахтной многотиражки. Кроме того, коногоны были готовы вывозить уголь. В назначенное время Стаханов приступил к работе, отложив отбойный молоток в сторону только спустя 5 часов 45 минут — именно столько длилась смена на шахте. Когда подсчитали срубленный Стахановым уголь, оказалось 102 тонны — в 14 (!) раз больше существовавшей к тому времени нормы выработки.
Уже в 6 утра 31 августа прошёл пленум парткома шахты, постановивший занести имя Стаханова на Доску почёта, а также обеспечить его всеми благами, от новой квартиры до билетов в театр на лучшие спектакли. Информация о трудовом подвиге Стаханова стремительно разлетелась по стране. 2 сентября 1935г. о нем уже писала газета «Правда». Для страны, развивающей промышленность ускоренными темпами, фантастический рекорд шахтёра оказался как нельзя кстати. За короткое время энтузиазм стахановского движения охватил всю Страну Советов и все виды труда.
А на самой шахте «Центральная-Ирмино» рекорды, кстати, продолжились. 4 сентября Мирон Дюканов нарубил за смену 115 тонн, а 19 сентября Алексей Стаханов довёл собственный результат до астрономических 227 тонн.
Нельзя пропустить еще одну героическую страницу в развернувшейся битве за уголь. Это послевоенное время. Громадные разрушения оставил после себя враг, в том числе на нашем Донбассе. Западные специалисты предрекали, что восстановление займет не один десяток лет. Оно заняло считанные годы.
В Донбассе еще гремели бои, а наосвобожденных территориях полным ходом шли восстановительные работы.Например,уже на десятый день после освобождения Краснодона,потек на-гора уголь из шахты № 21.Богатырем Донбасса называли газеты краснодонского шахтера Ивана Ивановича Панашатенко. В 1943 году имя этого человека узнала вся страна. Он установил поистине выдающийся рекорд, выполнив за 28 рабочих дней годовую норму. Иван Панашатенко заработал 41 000 рублей и тридцать тысяч из них внес на строительство танковой колонны «Молодая гвардия». И так старались поступать все рыцари забоя, «стахановское племя», как пелось в известной песне тех лет, своим самоотверженным трудом приближая долгожданную Победу.
И когда она придет, вся страна бросит силы на восстановление Донбасса. Нужно было не просто восстановить, но и дальше развивать на новой технической основе народное хозяйство. На это и направлялись все силы и энергия вчерашних фронтовиков – рабочих, колхозников, интеллигенции, вся деятельность партийных и советских органов.
Громадную помощь Луганщине оказали все республики бывшего Советского Союза. Только за первый послевоенный год на шахты прибыло 191 тысяча человек – в основе своей это демобилизованные воины Советской Армии. На предприятиях Москвы и Ленинграда, Урала и Сибири, Казахстана и Кавказских республик рабочие, став на ударную вахту, изготовляли для Донбасса сверх плана врубовые машины, вагонетки, транспортеры, паровые котлы, станки, автомашины. Только трудящиеся Москвы направили на шахты комбината «Ворошиловградуголь» 1700 трансформаторов, 860 электродвигателей, 3100 автомобилей, 700 насосов …
Из руин были подняты города и села. Как боевые сводки звучали сообщения, что угольная промышленность в четвертом квартале 1949 г. достигла довоенного уровня добычи топлива. За образцовое выполнение задач по восстановлению, реконструкции и строительству шахт и увеличение добычи угля с 1943 по 1950 год 21 тысяча шахтеров области награждены орденами и медалями, 15 горняков удостоены звания Героя Социалистического Труда.
В годы послевоенных пятилеток ярко загорелась звезда краснодонского горняка Николая Яковлевича Мамая с шахты "Северная" № 2. В сентябре 1956 года руководимый им коллектив забойщиков обратился ко всем горнякам Донбасса с призывом начать соревнование за ежесменное перевыполнение норм каждым члeном бригады на одну тонну. Этот патриотический почин был широко подхвачен не только шахтерами, но и химиками, металлургами, машиностроителями. Свою эстафету Мамай передаст еще одному новатору — Сергею Илларионовичу Воротникову, с шахты им. Косиора Перевальского района, одному из первых организаторов суточных комплексных бригад. Успешно продолжил начатое дело и воспитанник Н. Я. Мамая - вожак звена имени Олега Кошевого с шахты «Суходольская» Александр Яковлевич Колесников,которому будет передан бригадирский жезл. Перечисление всех героев битвы за уголь тех лет займет не одну страницу.
* * *
В преддверии Дня шахтера хочется поздравить и сказать слова благодарности гордому шахтерскому племени за их труд, которым создается экономическое процветание нашего края. Крупнейшие угольные предприятия ЛНР, перешедшие под внешнее управление в марте 2017 года, за последние месяцы более чем в два раза увеличили объем добычи угля и на 20% - объем реализации продукции.
И за несгибаемую стойкость, которую проявили горняки, встав на защиту Республики. За дух свободы и человеческого достоинства, не допускающий даже малейшего проникновения нацизма на нашу землю. В том заложены основы нашего, донбасского, луганского характера.
С Днем шахтера, дорогие друзья!
Александр Акентьев
XXI век