«Плакали, когда дети возвращались в детский сад» (ФОТО)

01-08-2017, 01:08 0

«Плакали, когда дети возвращались в детский сад»  (ФОТО)«Плакали, когда дети возвращались в детский сад»  (ФОТО)«Плакали, когда дети возвращались в детский сад»  (ФОТО)«Плакали, когда дети возвращались в детский сад»  (ФОТО)Мы зашли в гости к воспитанникам и сотрудникам яслей-сада №68, что находится в Луганске в квартале Шевченко, в самый разгар разноцветного Праздника Радуги. Детвора из группы «Радужка» веселилась, выполняя интересные и познавательные задания ведущей праздника, которая была одета в одежду цвета «солнечное лето». Без улыбки на это действо смотреть было просто невозможно – те добро и забота, которые излучали воспитатели, передавались всем вокруг – и детям, и взрослым…

Мы подошли к крыльцу здания и воспоминания не заставили себя ждать – 1 августа 2014 года именно в этом месте разорвался снаряд, выпущенный украинскими карателями, еще два взрыва прогремели невдалеке от детского сада.

Воспоминаниями о тех страшных днях, которые навсегда изменили не только работников дошкольного учреждения, но и детей и их родителей, поделилась заведующая хозяйством ГУ «Луганское дошкольное учебное учреждение ясли-сад №68» Светлана Дерий.

– Получилось так, что сотрудники выходили на дежурство в качестве сторожей в детский сад. Утром 1 августа меня с Гаяне Оганесовной сменили, а в 11 часов уже был прилет в садик.

Со связью проблемы, и мне дозвонились лишь в пять вечера, и сказали, что было попадание. У меня, конечно, состояние шоковое было, потому что в тот день вместе с нашей Верой Александровной дежурил и мой отец. Дозвониться никому из них не могу, готова была с Гаевого пешком бежать на Шевченко. Муж не отпустил.

Еле дождавшись утра, Светлана Владимировна приехала в детский сад.

– Так и осталась стоять в калитке как вкопанная. Зрелище было ужасное. Снаряды прилетели с трех сторон, поэтому кроме разрушенного крыльца в садике повылетали все окна. И наша заведующая Ольга Андреевна в шоковом состоянии сидит на лавочке… Слов не было ни у кого из нас. Гробовое молчание и слезы. Ведь детский сад – наш второй дом большую часть времени и жизни мы проводим здесь. Столько сил, а главное – душу в него вложили каждый наш сотрудник, каждый родитель. Все делалось для детей, чтобы им было комфортно.

Сотрудники детского сада по сегодняшний день уверены, что огонь велся целенаправленно по садику и жилому кварталу с целью уничтожения мирных жителей Луганска, потому что поблизости не было ни одного военного объекта.

– Не могли заставить себя зайти в здание, было страшно, обидно. Потом, буквально взявшись с заведующей за руки, обошли садик.
Как рассказывают сотрудники детского сада, все оказалось не так страшно, как думали изначально.

– Стены были целыми, частично мебель побита осколками. И мы приступили к наведению порядка. Стоит отметить, к садику сразу же прикрепили военизированную охрану, чтобы не было мародерства. Это очень нам помогло.

А через несколько дней из-за обстрелов в квартале Гаевого, где проживает Светлана Дерий, было повреждено газовое оборудование, и жилые дома остались без газа.

– Приезжаю домой с очередного ночного дежурства, а соседи готовят еду на костре около подъезда. А в садике сторожа уже готовили на костре, потому что электричества в городе уже нет, а у нас все плиты в кухне электрические. Мы подумали, что газа дома не будет так же долго, как света и воды, и раз такое дело, приняли с мужем решение перебраться в детский сад. Собрали вещи, животных и приехали сюда.

Как нам обрадовались сторож и Гаяне Оганесовна, которая с тремя детьми жила на Шевченко. Так мы все в нашем садике и зажили дружной компанией.
Ольга Андреевна приходила к нам днем, подкармливала овощами, выращенными на своем огороде.

За время проживания в детском саду сотрудники наводили в нем порядок, заколачивали выбитые окна.

– Наши военные, которые приносили в те дни сладости детям, научили нас и поведению при обстрелах, мерам безопасности. Они посоветовали нам не убирать разбитые стекла на улице, потому что если кто решит залезть в садик, мы сразу услышим хруст стекла.

Район квартала Шевченко часто подвергался обстрелам летом 2014 года, и живущие в детском саду №68 сотрудники укрывались в
его стенах от снарядов.

– При обстрелах мы укрывались в подвальном помещении. У нас там были запасы воды, аптечка, документы, правда, позже выяснилось, оно было не самым безопасным местом. А спали мы в коридоре на матах, которые притащили из спортзала. Спали одетыми, потому что по три-четыре раза за ночь бегали в подвал…

Жили мы практически затворниками. В квартале Шевченко людей мы, конечно, видели, но что происходит в городе – не знали. И вот в один из дней, ближе к концу августа, когда было более-менее затишье, мы утром с Гаяне Оганесовной поехали на Центральный рынок купить продукты. Мы с ней до слез были рады видеть людей в городе, потому что даже в те дни в районе двух-трех часов дня на улицах уже никого не было. А тут мы так много людей увидели. А когда во двор садика зашли первые родители и предложили свою помощь… Те чувства радости и счастья никогда не забудутся.

В июле 2014 года сотрудники дошкольного учреждения надеялись, что война закончится очень быстро. Полным ходом велся ремонт, чтобы принять детей в обновленные группы. Надеялись, что новый учебный год начнется вовремя, и дети вернутся к ним. Родители, уходя с детьми на летние каникулы, даже не забирали документы. Но война внесла свои коррективы.

– К концу июля 2014-го практически все было готово к приему деток. Окна вымыты, оставалось гардины повесить… Но учебный год начался у нас лишь в октябре, после ремонтно-восстановительных работ. Когда первые детки вернулись к нам в детский сад, мы плакали от счастья.

Как впоследствии рассказывали сотрудникам родители детей, они возвращались в город, как только узнавали, что детский сад открылся.
– Первый списочный состав был у нас около 70-ти деток, а к Новому году вернулись практически все.

На сегодняшний день силами коллектива детского сада, благодаря гуманитарной помощи от Российской Федерации, раны на здании уже залечены. Но тот день, 1 августа 2014 года, не перестает о себе напоминать – сотрудники яслей-сада №68 до сих пор находят на его территории осколки снарядов. А еще возле детского сада растет посеченная осколками береза, принявшая на себя основной удар, благодаря чему не было более серьезных повреждений.

Лев ОРЛОВ

XXI век