Ищенко: Украинские политики загнали русскоязычных в нишу угнетаемого этноса
30-07-2017, 06:07 0
Украинские политики своими усилиями загоняют русскоязычное население страны в нишу бесправного, угнетаемого этноса. Об этом сообщает ЛИЦ ссылаясь на заявление культуролога, преподавателя Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского Нину Ищенко.
Известный украинский националист, ведущий телеканала ZIK Остап Дроздов выгнал с передачи "Прямым текстом" другого известного украинского националиста, блогера Юрия Романенко, за отказ говорить на украинском языке.
Русскоязычные сторонники киевского режима являются самой многочисленной социальной группой украинского общества просто в силу того, что этнических украинцев на Украине меньшинство. Начатая еще в СССР индустриализация качественно переформатировала общество, и последствия этого процесса определяют его структуру до сих пор: к началу войны в Донбассе украинский во всей стране являлся языком сельской глубинки, в то время как языком городской жизни был русский.
Несмотря на антирусскую языковую политику постмайданной Украины, эта тенденция сохраняется до сих пор. Количество русских и русскоязычных на Украине не уменьшается, и усилиями украинских политиков русскоязычных загоняют в нишу угнетаемого этноса, отбирают все больше и больше прав. Эта группа, составляющая большинство украинского общества, по разным оценкам от 60% до 80%, не имеет права на родном языке учиться, оформлять документы, писать научные работы, выступать на официальных мероприятиях, чему мы еще раз стали свидетелями. Русский язык последовательно изгоняют из сферы образования, науки, документооборота и культуры.
Юрий Романенко – представитель той многочисленной группы русскоязычных сторонников новой украинской государственности, которая считает, что поддержка национализма безопасна для них лично в силу их заслуг перед режимом. На своей странице в соцсети Романенко потребовал осудить ведущего, который выгнал его с передачи, и, в частности, написал: "Если вы считаете, что кто-то не имеет права говорить на том или ином языке, то завтра вы придете к мысли, что он не имеет права жить по тем же причинам".
Казалось бы, для человека, активно поддерживающего войну в Донбассе, не должно составлять секрета, что украинские власти за русский язык убивают. Уверенность Романенко, что уж он-то лично никак не может оказаться на месте тех, кого помогал уничтожать, вызвана нежеланием учить уроки истории. Украина не первая страна на планете, где победил режим с нацистской идеологией, и даже не десятая. Даже не углубляясь в историю, таких примеров достаточно на постсоветском пространстве в последние двадцать пять лет.
Новейшая история Прибалтики, Грузии, Молдавии показывает, что европейская толерантность и права человека распространяются на все меньшинства в границах европейской цивилизации, но никогда и ни разу не распространялись на русских. Украина не исключение. На Украине русские не меньшинство, а большинство. Носители украинской ментальности могут удержать свою власть только в случае, если продолжат политику угнетения и запугивания, потому что, допустив реальное народовластие, они проиграют.
Однако нельзя разделить оптимизм некоторых комментаторов, которые считают, что русскому языку на Украине ничего не угрожает, как, например, пишет известный журналист Александр Чаленко: "Да, его не изучают в школе, да, на нем не ведут дела в суде, да, президент говорит исключительно по-украински, но в то же время 95% украинской прессы выходит на русском, все в Киеве говорят по-русски, а украинского днем с огнем не сыщешь".
Стоит напомнить, что сама по себе многочисленность угнетаемой группы еще не залог ее победы, и даже не знак того, что борьба за улучшение ее положения вообще начнется. Как писал в прошлом веке английский журналист Джордж Оруэлл, режимы, основанные на рабстве, просуществовали в древности тысячи лет, больше, чем любое государство с демократической системой управления. Откуда такая уверенность, что эти времена прошли?
Чаще всего угнетение какой-то социальной или этнической группы в обществе приводит к ее ослаблению, деградации и распаду, а не к тому, что она в обозримые сроки приходит к власти. Украинские и белорусские территории имеют опыт пребывания в составе государства, элита которого поставлялась другим народом и носителями другой религии, - это несколько веков существования этих земель в составе Польши. Угнетение и лишение прав в конце концов привело к тому, что, когда Екатерина Вторая добилась от западного соседа формального признания, что русские подданные польской короны (нынешние украинцы и белорусы) могут получить доступ к государственным должностям, оказалось, что среди русских в Польше нет людей, у которых хватило бы образования и смелости на это претендовать.
Существует мнение, что чем больше подобных инцидентов будет на Украине, тем скорее ее русскоязычные жители озаботятся изменением своего положения и тем скорее начнётся на Украине Русская весна. В таких рассуждениях упускается, что Украина не субъект политики, а её объект. К нынешней ситуации Украину привело служение чужим геополитическим интересам, которые подкреплены большими деньгами и военной силой. Желающие изменить ситуацию на Украине вступают в борьбу именно с этой силой, а не с украиноязычным меньшинством самим по себе. И каждая уступка в этом закономерно ослабляет нас, а не противника.
Возвращаясь к Романенко, он получит, что заслужил: европейские ценности, свобода слова и толерантность не спасут ренегата, как они никогда не спасали коллаборантов в таких ключевых вопросах, и это послужит укреплению нацистского режима на Украине, как это уже не раз происходило в истории. Не масштаб проблем сам по себе, а политическая воля их решать приводят к переменам. На Украине таких сил по-прежнему нет.
XXI век