Мануйлов: Первоочередное для нас – это доходная часть бюджета ЛНР
29-06-2017, 12:06 0
В ходе программы «Тема дня» на телеканале «Луганск24» Министр финансов ЛНР ответил на актуальные вопросы относительно бюджетообразования, работы банковской системы и запуска электронной платежной системы в Республике.
Бюджетообразование в Республике
Бюджет Луганской Народной Республики распределяется поквартально. Каждые три месяца смета расходов меняется. Основным направлением работы Министерства финансов ЛНР является своевременная выплата социальных пособий и заработных плат жителям нашего государства. Уже завершился второй квартал текущего года, и профильное министерство своевременно осуществило выплаты гражданам Республики.
– У нас уже есть бюджет или это все-таки смета расходов?
– Пока мы работаем в том же режиме, что и раньше, и готовим смету расходов. К сожалению, мы по-прежнему не формируем годовой бюджет. Речь идет о поквартальной смете расходов. Я могу действительно подтвердить, что у нас уже завершено практически все финансирование по соцвыплатам и профинансирована первая часть заработной платы. Сейчас готовимся к выплате второй части заработных плат.
– Денег на все хватит, ведь лето – это время, когда многие уходят в отпуск, в том числе преподаватели и учителя. Для них предусмотрена оплата отпускных?
– В смете расходов первого квартала, как и в смете расходов второго квартала, предусмотрена оплата отпускных педагогическим коллективам. Все это есть в проекте третьего квартала, то есть то, что необходимо сделать в июне. Также своевременно будут выплачены стипендии детям в высших учебных заведениях и колледжах.
– Каков принцип формирования нашего бюджета, или, как Вы сказали, сметы расходов?
– Смета расходов – это и есть прообраз нашего бюджета. По сути, она и является нашим бюджетом. По-прежнему мы работаем с украинским Бюджетным кодексом, с теми его статьями, которые не противоречат законодательству ЛНР. И, вы знаете, что Конституция (Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики, – прим. ред.) в части переходных положений позволяет работать по тем статьям, которые не противоречат законодательству ЛНР.
В отличие от устоявшихся государств, у нас нет золотовалютных запасов и возможности покрыть дефицит бюджета за счет каких-то других источников, отличных от доходов и сборов. Поэтому при планировании наших доходов и сборов нам очень важно попасть в стопроцентное выполнение планов. В противном случае дефицит покрывать будет нечем. Поэтому первоочередное для нас – это доходная часть бюджета, и в зависимости от того, сколько мы можем собирать доходов, формируется сам бюджет. То ли он полностью социально защищен, то ли он начинает хотя бы частично быть бюджетом развития. На сегодня, когда формируется расходная часть, мы выполняем ту нормативную базу, которая есть в Республике.
– То есть у нас сейчас бюджет социальной защиты?
– Все верно. У нас законодательством предусмотрены как раз и соцвыплаты, и пенсии. И также есть постановление по заработной плате, которую мы выплачиваем. Есть нормативные документы и по питанию, например, в образовательных учреждениях для учеников 1-4 классов, в здравоохранении из расчета койко-мест. И все остальное, то, что унормировано, Министерство финансов при подаче сметы расходов на подписание Главе ЛНР должно учесть.
– И как живет Республика, с учетом этого фактора?
– Мы живем, что называется, с колес. То есть у нас все те предприятия, которые работают на территории Республики, платят налоги и сборы.
Пока мы не можем закладывать какие-либо золотовалютные резервы. Мы начинали с мультивалютной системы, и когда она сделала свое дело, поняли, что наше направление – это рублевое пространство. И на сегодняшний день, исходя из поступлений налогов и сборов, мы можем формировать нашу смету расходов. Другого источника пока нет.
Госбанк – связующее звено между рублевым пространством и банковской системой
Сегодня Государственный банк ЛНР является единственным финансовым институтом государства, благодаря которому функционирует и развивается вся наша финансовая система. Его первоочередные задачи – обеспечить возможность получения социальных выплат гражданами, а также создать все необходимые условия для поступления средств в бюджет Республики.
Как только эти задачи были выполнены, специалисты банка принялись за разработку других, не менее важных направлений работы. Одним из которых стала внешнеэкономическая деятельность. Возможность международных платежей значительно облегчила деятельность предпринимателей Республики и увеличила поступления в бюджет. На данный момент существует возможность осуществления денежных переводов с Донецкой Народной Республикой и Южной Осетией.
– В Республике есть автономное финансовое учреждение – Госбанк ЛНР, но финансовая внешнеэкономическая деятельность не может осуществляться и без участия Министерства финансов…
– Министерство финансов принимает непосредственное участие в разработке и оказывает содействие при принятии нормативных документов, которые регламентируют работу Государственного банка. На самом деле, наш Государственный банк как раз и является связующим звеном между рублевым пространством и нашей банковской системой. Непосредственно через Государственный банк проходят расчеты всех субъектов, которые ведут внешнеэкономическую деятельность. Они обязаны открыть счета у нас в Государственном банке, и есть механизм, который позволяет осуществлять внешнеэкономические платежи в рублевое пространство. На сегодняшний день этот механизм отработан, и у нас есть баланс между импортом и экспортом.
– Баланс в пользу экспорта или импорта?
– Мы держим его на уровне практически пятьдесят на пятьдесят. На сегодняшний день эта система работает. И понятно, что по-другому мы бы просто не смогли проводить реализацию нашей продукции и выстраивать взаимоотношения с ДНР.
– У нас также есть и «окошко в большой мир» благодаря сотрудничеству с Республикой Южная Осетия.
– Благодаря этому сотрудничеству у нас есть возможность проводить безналичные расчеты для субъектов внешнеэкономической деятельности.
– Планируется ли дальнейшее развитие в этом направлении?
– Да. Тот же международный расчетный банк, через который мы работаем, он может в скором времени, если у них будет желание, открыть филиалы на территории Республики. Но мы обязаны на уровне руководства Республики и на законодательном уровне принять такое решение.
– А кто кого должен подталкивать: министерство депутатов или депутаты министерство?
– Это должно быть взаимным решением. Когда есть потребность, то должен быть полный комплекс взаимодействия: и с Главой ЛНР, и законодательным органом, и с Советом Министров. Все должно быть согласовано, должно быть принято решение, и тогда этот механизм заработает.
– А до сегодняшнего дня такой потребности не возникло?
– Нет, она есть. И такое решение, скорее всего, будет.
– А инициатором этого проекта кто выступает, министерство?
– В этом случае между законодательными и исполнительными органами власти все отработано. И то, что нужно будет на законодательном уровне поправить, будет поправлено внесением изменений в законодательство через соответствующие комитеты. Также будут подзаконные акты, а их обязан подготовить Совет Министров. И понятно, что в этом процессе участвует и Министерство финансов, в частности, в подготовке таких нормативных или законодательных проектов. И тогда что-то будет принято на законодательном уровне, а что-то – подзаконными актами через Совет Министров.
– Если в Южной Осетии заработает российская национальная платежная система «Мир», у нас есть в перспективе возможность к ней подключиться?
– Если в Южной Осетии заработает «Мир», то у нас в перспективе есть возможность попроситься, чтобы и нас подключили. Конечно, у нас будет желание и мы попытаемся сделать все, чтобы все-таки это случилось. Но пока, к сожалению, нет такого решения и такого механизма.
Есть также большой вопрос по санациям. Сможет ли потом «Мир», если начнет работать у нас, или в Крыму, выйти на международный уровень.
Электронный банкинг – шаг к детенизации экономики
Государственный банк ЛНР запустит систему обслуживания пластиковых карт для безналичного расчета. На сегодняшний день совместно с банком Южной Осетии разрабатывается соответствующее программное обеспечение и внедрение системы обмена электронных платежей. Кроме того, Госбанк постоянно наращивает клиентскую базу и переходит на удаленное обслуживание, так называемый, электронный банкинг.
– Введение этой системы уменьшает оборот наличной денежной массы?
– Конечно. Больше того, это, прежде всего, детенизация экономики. И мы сейчас говорим про банкоматы.
– И терминалы.
– Да, и для нас важнее терминалы. Почему? Потому что через них идут безналичные расчеты, которые необходимо внедрять в торговые сети и другие сферы услуг. Дать возможность, чтобы было удобно расплачиваться платежными картами. Ну и, следовательно, это более прозрачно для того же налогообложения. Пусть меня простят субъекты хозяйственной деятельности, но это действительно так.
– О введении терминалов и банкоматов мы говорим еще с 2014 года, но все же «воз и ныне там».
– Я хочу вас заверить, что процесс ускорился. На сегодняшний день принят ряд нормативных документов, постановлений Совета Министров. И, в том числе речь идет о пилотных проектах, более подробно о которых можно поговорить с директором Государственного банка.
– А сам алгоритм уже есть?
– Сам алгоритм на сегодняшний день есть. Будут приняты и те самые элементарные вещи, когда нужно за снятие с банкоматов средств, осуществлять плату. Откуда я об этом знаю – дело в том, что Министерство финансов, как раз, проекты этих постановлений готовит и подает на Совет Министров. Там будет необходимо учесть и оплату за пользование платежной системой.
– То есть документы Вы уже готовите?
– Да, совместно с Госбанком. У нас же нет национального банка, он еще не запущен. Если бы он был запущен, то являлся бы органом исполнительной власти. А Госбанк на сегодняшний день является финасово-кредитным учреждением, конечно, со стопроцентной собственностью государства, учрежденный Советом Министров.
Поэтому предусмотрены пилотные проекты, первые карты, которые сейчас банк протестирует. И, я думаю, еще есть возможность в этом году порадовать наших жителей и запустить эту систему. Мы ожидали все-таки сделать это раньше, но не так все просто.
– Это будет замкнутая система?
– Замкнутая система – это тяжело. Нам хотя бы начать работать с той же Донецкой Народной Республикой и, как вы сказали, хорошо бы, чтобы у нас появилась возможность работы с другими государствами.
Дай Бог, саму систему запустить, чтобы она заработала. Конечно, первый, кто получит карточки, это будут бюджетники, получатели соцвыплат и пособий. Кстати, если обратиться к тому, как начинает работать платежная система «Мир», то сообщается, что до 1 января 2018 года практически все выплаты в Российской Федерации: заработные платы в бюджетной сфере, пенсии, пособия – перейдут на выплату через эту платежную систему.
Мы же сейчас пытаемся хотя бы начать то, что мы можем, а потом уже приобщатся все субъекты хозяйственной деятельности. И я думаю, что все должно получиться.
Подготовила Мария НИКИТИНА
XXI век