Прогуляться по «Бече»
20-06-2017, 08:06 0
Поселок Белореченский образован в 1957 году. Но история его идет еще с начала XX века. Тогда поселок был построен вокруг шахты, но гражданская война разрушила и предприятие, и дома жителей. Уже в 1950 году начинается строительство новой шахты «Белореченской», здесь же образовывается и поселок. Уже тогда было известно, что запасы угля здесь составляют более 10 млн тонн, а при задействовании резервного блока – 70 млн тонн. Такие природные залежи обеспечивают целые поколения шахтеров работой и миллионы жителей – светом, теплом.
Направляясь в обычный шахтерский поселок, я не ожидал ничего особенного. Таких поселков сотни, что здесь может быть интересного. Но, проведя здесь один день, мое мнение в корне изменилось…
На въезде в поселок меня встретила церковь, купол, еще не познавший оксидного налета, ярко и приветливо сверкал на весеннем солнце. Проезжая местный небольшой рынок, я удивился количеству как продавцов, так и покупателей, стояли даже небольшие очереди. На остановке в ожидании автобуса зевали еще сонные студенты и конечно же пресловутые пенсионерки, которым ни свет ни заря обязательно нужно в город. В центре поселка – большая площадь, магазинчики, неизменный ДК с высокими колоннами и гербом СССР из лепнины (эта лепнина, наверное, устоит и при ядерном взрыве, вот бы так же делали дороги), памятник шахтерам.
Сначала я решил просто прогуляться по «Бече» (как выяснилось, именно так величают свой поселок практически все жители от мала до велика), проникнуться духом, так сказать. Меня вновь постигло удивление, рабочие чистят бордюры, метут улицы, белят деревья, обрезают кусты – одним словом работа кипит. А вот зайдя вглубь – картина неизменна, кое где хаотичные свалки, ветки, мусор, ну в общем как и везде – уборка в первую очередь там, где видно, а во вторую очередь… А до второй очереди у нас обычно не доходят. Но несмотря ни на что, впечатление сложилось приятное, даже уютное – светлый поселочек, много деревьев, птички поют – благодать.
Пообщавшись с жителями, стало ясно – народ, привыкший работать и прозябающий от безработицы, просто не знает, куда себя деть. Ведь раньше здесь на полную мощность работала шахта, обеспечивающая работой более 3 000 человек, обогатительная фабрика, магазины, кафе… Сегодня же, благодаря блокаде, объявленной ненькой Украиной, говорящей о «едыной краине», предприятия стоят, народ выезжает на заработки, а возвращаются, увы, немногие.
Но в то же время видно, что здесь остались те люди, которые ни при каких обстоятельствах не оставят свою малую родину. Они были здесь во время периода застоя 90-х, во время «помаранчевой революции», майдана. Здесь же они были и во время войны…
Мне встречается миловидная старушка, идет убирать на кладбище перед Пасхой, но пообщаться она не против.
- Я здесь живу с 61 года, наша гордость – шахта. С каждым годом добыча только росла, не раз предприятие становилось победителем по добыче угля.
Уточняю, в чем же секрет стремительного развития шахты?
- В наших людях. Это как гонка было, ведь знаете, как оно почетно, работать на передовом предприятии. Раньше сказать, что ты работаешь на «Белореченской», было почетно. И с каждым годом предприятие только развивалось. А вместе с ним и наш поселок. Шахту даже по телевизору как-то показывали, в 2011 году подняли на гора больше 1.2 млн тонн угля, это рекорд был.
Прекрасно знаю ситуацию с угольной промышленностью, интересуюсь, как обстоит ситуация здесь?
- Ребята на работу ходят, автобус шахтерский пустили. Вроде и отгрузка идет. Но шахта далеко не на полную мощность работает, ведь сбыт сначала нужно наладить, а Киев нам блокаду объявил. Но все равно, ребята работают, трудятся, не бросили предприятие.
Попрощавшись, бабуля все-таки уходит убираться на кладбище, ибо собираются тучи и дождик может помешать.
Многоэтажные дома закончились, пошел частный сектор. Красота – широкие улицы, за дворами у людей порядок, обрезанные деревья, пробивается молодая трава, во всем чувствуется запах весны.
Мужчина с велосипедом и инвентарем явно направляется на дачу. Интересуюсь, как жизнь в частном секторе.
- Нам здесь что, хоть развал, хоть инфляция, доллар падает-растет, а мы что на огороде да во дворе вырастили – то и наше. Лишь бы не стреляли. Развал Союза пережили, потом инфляция в 90-х сильно ударила, спасло, что есть огород да хозяйство. Но народ тогда шалил… Вот случай был в этот период. Сосед мой украл у другого соседа, дедушки пожилого, кастрюлю алюминиевую и сдал металлоломщикам. Да вот сын у дедушки того из «блатных» оказался, приехали на двух джипах братки, скрутили бедолагу того и вывезли в посадку. Заставили яму копать, а когда он страху натерпелся, сказали, мол если не вернет кастрюлю, то эта яма станет его последним пристанищем, и не важно – он украл или нет. Так мужичок этот на следующий день вернул кастрюлю, хоть и не ту, а уже другую, но вернул, затем женился, на доме крышу перекрыл, на работу устроился, в общем – человеком стал. Вот так судьба поменялась.
Двигаемся дальше, наблюдаю местную школу. Во дворе красивый, выкрашенный спортивный городок: турники, теннисные столы, брусья, футбольные ворота и прочие вещи, так любимые детьми. Этот городок – не исключение, на каждом снаряде гроздьями висят дети разного возраста. Навстречу идет женщина, подозреваю, что учительница, строгая сумочка, юбка ниже колен, да и по лицу видно, что ей дай только «поучить» кого-нибудь.
- Здесь у нас интернат находится, еще в 56-м году основан. Дети здесь учатся, кушают, ночуют. Раньше в основном сироты были, дети из неблагополучных семей, а сейчас всех принимаем. Родителям удобно, ведь мы детей учим, потом с ними уроки делаем и проверяем сразу, к тому же питание бесплатное – завтрак, обед, ужин. Сейчас Республика снабжает всем необходимым, и провизией, и углем и учебниками. А вообще, в поселке, кроме нашей, есть еще две школы и детский сад.
Спрашиваю, как раньше было.
- У школы раньше поля свои были, огороды, подсобное хозяйство. Там дети учились всему: и картошку как посадить, и обрабатывать как, и с хозяйством как обращаться. Но за время правления Украины от всего этого не осталось ничего. Хотя очень жаль, такие знания очень полезны для любого человека, а особенно для сироты – кто же еще их такому научит.
Уточняю, что же было хорошего за время украинского правления.
- Да особо и сказать нечего, всем, что есть, в первую очередь мы обязаны предприятиям местным и людям нашим. Но все равно за эти 23 года в поселок газ провели, церковь вот новую в 2013 году построили, но это все – заслуга наших угольных предприятий. А вот ухудшения налицо – поля все вокруг заброшены, каждую осень горят, совхоз был – нет уже, подхоза тоже нет, дороги толком никогда не делались, завод асфальтобетонный стоит уже лет 10 как. В общем, хвалиться нечем.
Тему войны 2014 года она заводит сама.
- А вот в 2014 году в поселок зашли вояки украинские. Народ не трогали, меняли солярку на продукты, вроде притеснений не было. Но я думаю, они просто ждали, когда их попрут, боялись. Вот когда с Лутугино их выдворили – то целыми колоннами они ушли в сторону Белого, бежали, бросали поломавшуюся в пути технику, чуть не пешком бежали. За время войны по поселку были попадания, раз кассетная бомба с самолета упала прямо на площади, а там же люди всегда есть… Но перед этим только прошел автобус, и народ с остановки уехал, так бы много жертв было. Но четыре человека тогда погибло.
А потом кто-то сплетню пустил. У нас здесь тоннель есть железнодорожный, самый длинный в районе, так вот кто-то сказал, что в нем техника военная стоит. Слухи пошли и дошли до украинских военных. Тогда тоннель стали обстреливать из всего, что стреляло, обрушить пытались. А ведь населенный пункт совсем рядом. Но повезло – и не пострадал никто, и тоннель они так и не обрушили, а техники там никакой нет и не было.
Попрощавшись, я прошел в местный парк. Скамейки, фонари, тротуарные дорожки, клумбы, современная детская площадка – красота. Как выяснилось, это заслуга шахты, которая основательно помогала поселку во время своего расцвета. Интересно, было бы так же, если бы шахта была не частной, а украинской?
В это время на площади начали собираться мамочки с ребятней, меня поразило количество колясок, детворы, вроде небольшой поселок, а детей много.
Пообщавшись, выяснил, что многие семьи раньше работали на шахте, учились в местном профлицее, а потом остались здесь работать и жить. Многие во время войны уехали, некоторые возвращаются обратно, но единогласно все уверены в одном: когда заработают на полную мощность предприятия – то вернутся все. Потому что дом их, пусть и не без изъяна, но он родной, родной поселок Белореченский.
Сегодня в Белореченском живет около 3500 человек. Многие работают в Луганске и Лутугино, но, несмотря на это, поселок живет, дети получают образование, по вечерам собирается молодежь, а по выходным для них проводится дискотека. Народ по праздникам, пусть и небольшой, но уютной компанией собирается и гуляет на главной площади.
XXI век