Возрождение Донбасса начинается со школы (ФОТО)
08-06-2017, 08:06 0
В лихие 90-е, когда мы все в едином порыве устремились в западную цивилизацию и тогда же как-то незаметно попали в парадигму отрицающую главную цель школьного образования – воспитание человека будущего. Наследие великих педагогов: Макаренко, Сухомлинского и др. в одночасье потеряло всякую актуальность. Появилась новая «цивилизационная» установка, заключающаяся в том, что школа просто оказывает услуги по обучению будущего потребителя.
Невольно вспоминается, что именно в западной цивилизации незабвенный Бисмарк, несмотря на свои личные заслуги, в своё время сказал: «Германию создал школьный учитель».
По своей работе у нас есть возможность видеть на обучаемых студентах и ежедневно ощущать на «собственной шкуре» результаты школьного образования. Конечно, советская школа была другой.
В этой статье нам всего лишь хотелось остановиться на одном из аспектов современного образовании, а именно – трудовому воспитанию. Многие ещё помнят, как их в школьные годы старались приобщить к профессиям: токаря, фрезеровщика, слесаря, электрика, каменщика, повара, швеи и множества других. Как правило, каждая школа имела для этих целей соответствующие средства и необходимую материально-техническую базу.
В то же время, в студентах и в получивших образование инженерах всегда очень ценились и ценятся сегодня те, которые начали приобщаться к технике в детские школьные годы. Работая на заводе электронного машиностроения («100-м»), в который в то время многие стремились попасть, я воочию наблюдал, что при приёме на работу специалиста всегда отдавалось предпочтение тем специалистам, которые прошли в школьные годы технические кружки и производственный опыт всегда подтверждал целесообразность такого подхода.
Один из авторов этой статьи (молодой и перспективный) по сегодняшний день благодарен родителям, что они отвели его, в своё время, в кружок радио-конструирования. Вот его воспоминания об этом:
«…Зайдя в одну из дверей с надписью «Радиоконструкторский кружок» я увидел большую и светлую комнату, в центре заставленную столами, за которыми сидели мои сверстники с паяльниками в руках и чем-то увлечённо занимались. Столы были приставлены друг к другу и образовывали периметр, внутри которого была возвышенность, заставленная всевозможными приборами. Некоторые из них негромко гудели, заполняя пространство равномерным, успокаивающим гулом. В свете настольных ламп были заметны ниточки дыма, тянущиеся от жал паяльников куда-то вверх, распространяя повсюду приятный и ни с чем несравнимый запах канифоли.
Кружок работал только 2 дня в неделю, но это были самые долгожданные дни. Первый мой день в кружке начался с обучения паянию – мне дали в руки плату с деталями, которые нужно было от платы отпаять. Мне показали, как правильно держать паяльник в руках и пользоваться пинцетом. Своё первое задание я выполнял со всей ответственностью, на что ушло у меня не менее часа. Закончив распайку, мне дали следующее задание – спаять транзисторный усилитель мощности. Мне дали плату с отверстиями, в которые были вложены выводы деталей, и принципиальную схему, по которой нужно было эти выводы между собой спаять. Кое-как припаяв между собой все выводы, я позвал учителя. Мы включили схему к источнику питания, но ничего не заработало. Тогда я узнал, что безошибочно собрать схему далеко не просто и требует большого внимания и терпения. Весь оставшийся день я искал и исправлял ошибки, но схема таки и не заработала. Зато на следующее занятие, когда усилитель всё-таки удалось запустить, я испытал неописуемый восторг, который был больше, чем победа в шахматах над соперником. Пожалуй, ощущения были сравнимы с победой на серьёзном турнире (в школьные годы я серьёзно занимался шахматами, которые развили во мне умение логически мыслить, переносить стресс борьбы, быстро принимать решения, а также упорство и усидчивость).
Каждое следующее задание было сложнее и интереснее предыдущего, но вместе с их сложностью росли и мои навыки и знания. Я учился паять, составлять и собирать монтажные схемы, разбираться в маркировках электронных приборов, пользоваться справочной литературой, работать с измерительной аппаратурой и читать электронные схемы. Для изготовления плат и корпусов своих конструкций приходилось работать со сверлильным станком, ножовкой и прочим слесарным инструментом. В те годы я для себя решил, что хочу стать электронщиком. Выбор будущего дела сделал не один я, а практически все те, кто занимался со мной и полюбил технику и процесс её творческого созидания».
Мы видим, какое серьезное внимание власти ЛНР уделяют спорту, культуре, вопросам духовности нашей молодежи, и умудряются находить для этих целей финансовые средства. Это очень хорошо, заслуживает уважения и одобрения.
Наряду с этим, если обратиться к мировому опыту по созданию успешных и суперуспешных государств, таких как Германия, Китай, Япония и Южная Корея, то общее для них характерно, что после Второй мировой войны экономики этих стран были нещадно, катастрофически разрушены, казалось, что в этих «убитых» странах тогда не было никаких предпосылок к восстановлению и развитию. Но власти и общество в этих странах после военных разрушений сумели безошибочно взять курс на создание и развитие высокотехнологичных производств изделий электронной техники и другой наукоёмкой продукции с высокими объемами добавленного интеллектуального труда. Неудивительно, что у них и по сегодняшний день самый престижный, высокооплачиваемый и востребованный труд специалистов, которые получили образование в технических учебных заведениях.
Расстояние по времени от технического школьного кружка до взрослой жизни немалое, а восстановление промышленности Донбасса крайне остро необходимо уже сегодня, без этого нам не выжить.
История создания и развития промышленности Донбасса предыдущими поколениями в советский период и до него показывает, что Донбасс обречен на успех. Создание широкой сети технических кружков по современной технике для детей школьного возраста в Далевском университете, а также в школах, сумевших сохранить свою материально-техническую базу и других учебных заведениях, изыскания необходимых финансовых средства для этой цели – это один из важнейших факторов создания и развития успешной экономики Донбасса.
Каждого ребенка при рождении природа награждает множеством талантов. Задача родителей, школы и общества ¬– раскрыть эти таланты, не допустить, чтобы человек свои не раскрытые таланты унес с собой в мир иной.
Возрождение для наших детей возможности познать технику, развить их творческие способности, чтобы они в своей взрослой жизни смогли быть максимально полезны обществу – это как раз то, что должно оправдать все наши усилия по организации детских технических кружков в республике.
Аркадий Гарбузов
Рубен Аветисов
XXI век