Об экономическом развитии Республики из первых уст (ФОТО)
06-06-2017, 04:06 0
В ходе программы «Тема дня» на телеканале «Луганск24» Исполняющая обязанности Министра экономического развития ЛНР Елена Костенко рассказа о трех важных направлениях жизни государства: инвестиционной деятельности, кадровой политике, а также ярмарочных мероприятиях.
Повышение инвестиционной привлекательности ЛНР – сегодня одна из важнейших стратегических задач для всех структур и ведомств нашего государства. Как они с ней справляются на данном этапе – показал I Инвестиционный форум, проходивший в столице ЛНР 24 марта. Его главным лейтмотивом стала презентация инвестиционного потенциала нашего государства. В частности, на форуме было озвучено, что за 2016 год предприятиями и организациями Луганской Народной Республики было освоено около 2-х млрд. руб. капитальных инвестиций.
– Насколько эффективно эти средства были использованы субъектами хозяйствования?
– Большая часть этих капитальных вложений – это оборотные средства самих предприятий. Это то, что они заработали, и приняли решение направить в реконструкцию, модернизацию производства, возможно, в приобретение новых машин, технологических комплексов, станков и прочего. И это очень радует потому, что в военное время часть производственного потенциала была утрачена. И то, что у работающих предприятий находятся эти средства на восстановление – большой плюс. И мы надеемся, что в 2017 году такая тенденция будет продолжена.
– На ваш взгляд, 2 млрд. руб. капитальных инвестиций – это много или мало?
– Учитывая наше состояние, это достаточно. Всегда хочется больше, всегда есть к чему стремиться. По сути, восстановление промышленного потенциала Республики началось только в конце 2015 года… И 2016 год стал первым календарным годом, когда предприятия отработали полностью этот срок. Я считаю, что это хороший показатель.
– Это были внешние инвестиции или внутренние?
– И то, и другое.
– В каких пропорциях они были вложены?
– Здесь нельзя выстраивать пропорции. Мы открыты для любых инвестиций. Мы находимся не в том положении, чтобы выстраивать какую-то градацию и приветствуем любые инвестиции.
Внутренние инвестиции, по моему мнению, даже приоритетнее. Ведь это наши люди, которые остались на нашей территории и поверили в Республику, которые не боятся вкладывать средства в новые производства, либо в восстановление старых.
Ну, а внешние инвестиции всегда были приоритетом для любой страны, поэтому мы также рады видеть и внешних инвесторов, и проводим в этом направлении большую работу.
– Есть ли механизм, который предотвратит злоупотребления со стороны инвесторов?
– На сегодняшний день в Республике есть закон, который не позволяет этого допустить. Более того, на наше министерство положены функции контроля – отслеживать инвестиционные процессы, то есть, если инвестиционный проект был принят официально, то на определенных промежуточных этапах его выполнения задаются отчеты и проводятся проверки.
– Какими были итоги I Инвестиционного форума, проходившего в Республике?
– По итогам Инвестиционного форума было достигнуто пять соглашений о намереньях. Что такое соглашение? Соглашение – это еще не договор. Это узаконенное на бумаге намеренье. Но для того, чтобы эти намеренья воплотить в жизнь, еще нужно пройти определенные процедуры, определенный путь. Поэтому для того, чтобы наши внешние и внутренние инвесторы были более заинтересованы в сотрудничестве, по поручению Главы Республики принят соответствующий закон. И мы хотим его сделать настолько прозрачным, настолько мобильным и настолько привлекательным, чтобы лишних вопросов у инвестора не возникало.
Сейчас в этот закон вносим поправки, и Глава ЛНР поручил депутатскому корпусу до 10 июня рассмотреть все предложения. И буквально на следующей неделе по предложениям, которые мы тоже наработали, будет проходить первая рабочая встреча.
С нашей стороны главное предложение – максимально упразднить процедуру для того, чтобы не затягивать принятие приоритетного инвестиционного проекта.
– А какие инвестиционные предложения на данный момент в приоритете?
– То, с чем мы сегодня сталкиваемся, это вложение денежных средств в возобновление деятельности предприятий, которые не работали. Мы в этом заинтересованы. Либо в возобновление работы сельскохозяйственных комплексов, которые тоже в результате военных действий сегодня остановлены.
– И в этом ведь заинтересованы многие территории…
– Когда мы столкнулись с формированием инвестиционных предложений, то выяснилось – каждый руководитель Администрации города или района желает иметь на своей территории или тепличный, или свиноводческий комплексы. И не нужно уходить от небольших проектов, которые тоже будут достаточно эффективны. Например, если физическое лицо – предприниматель, у которого есть свой свиноводческий комплекс в одном из районов, может свои же деньги вложить в убойный цех и в сеть фирменной торговли свежим мясом. То есть, мы идем по тому пути, по которому сегодня идут в Российской Федерации.
– По пути импортзамещения?
– Абсолютно правильно. Я еще больше приоткрою вам завесу по поводу создания агрокомплексов. Для агрокомплексов нужны определенные средства и достаточно большие, если все начинать с нуля. Но зачем так далеко ходить? Яркий пример, Алчевск. Казалось бы, какие там могут быть сельхозугодия? Абсолютно никаких. Но в городе есть коммунальное предприятие по благоустройству. С советских времен в нем сохранили теплицу, в этом году восстановили еще одну, собрали свыше ста килограмм зеленого лука и первые огурцы, и отдали их детям в образовательные учреждения на безоплатной основе. И они планируют со временем восстановить еще четыре теплицы.
Более 1 тыс. соискателей прошли собеседования у работодателей по итогам республиканской ярмарки вакансий «Ты нужен Республике!», 25 человек нашли работу. Всего в мероприятии приняли участие 102 работодателя со всей Республики, которые предоставили более 1500 вакансий. За время проведения ярмарки ее посетили более двух тысяч соискателей, преимущественно, молодежь – выпускники вузов, техникумов, других учебных заведений.
– Проведением таких ярмарок мы кадровый дефицит уменьшим или нет?
– Провидением этой ярмарки мы пытались решить две основные проблемы. Во-первых, помочь жителям Республики, которые не трудоустроены на данный момент, получить рабочие места. Второе – помочь нашим выпускникам найти себя в будущем.
И даже были сделаны шаги в третьем направлении. Как складывается ситуация на рынке труда сегодня? По сравнению с 2016 годом у нас более, чем в 2 раза увеличилось количество субъектов хозяйствования. А это значит, что увеличилось и количество рабочих мест. И, к сожалению, многие работодатели лишены возможности получить высококвалифицированных специалистов: и рабочих, и инженерных профессий. Поэтому мы решали вопрос комплексно, и у нас получилась масштабная ярмарка вакансий.
– Но ведь в послевоенное время рынок образования у нас изменился…
– Этот вопрос также подробно рассматривался на Ярмарке вакансий во время заседание «круглого стола». На нем присутствовало достаточно большое количество специалистов, руководителей профильных министерств и ведомств. Учитывая, что производственный цикл еще не вышел на довоенный уровень, произвести расчет прогнозных показателей по тому, какие кадры нам воспитывать в течение ближайших 5 лет, крайне сложно. Об этом говорила и Министр образования и науки ЛНР Валентина Ткаченко, в чем я с ней согласна. Но это не означает, что мы эту работу не проводим… Подход по этому вопросу и выработка стратегии уже в настоящее время идет.
Мы нарабатываем свои предложения, и договорились проводить эти «круглые столы» еще и территориально. Потому, что есть учебные учреждения, которые находятся не только в Луганске, но и на территории Республики.
– Какая именно работа проводится?
– Мы сравниваем прошлогодний и нынешний выпуски. Также отслеживаем динамику: насколько трудоустроены наши студенты, насколько востребованы в тех или иных отраслях промышленности. И скорее всего, с учетом этих данных будут проводиться определенные корректировки.
В, частности Валентина Григорьевна очень хорошую вещь сказала на «круглом столе» о том, что ею подписан приказа об открытии при одном из вузов факультета архитектуры. Нам такие специалисты нужны.
Для обеспечения населения Республики качественными товарами по «ценам производителя» с начала текущего года проведено 30 ярмарок в городах и районах Республики.
– 30 ярмарок – это много или мало? Если рассчитать по количеству недель, то это даже не раз в неделю.
– Это достаточно. В 2015 году ярмарки носили социальную направленность. То есть мы снижали цены, насыщали рынок недостающими продуктами питания в Республике. В 2016-ом, 2017-ом годах мы немного изменили их направление – ввели проведение тематических ярмарок. Ярмарка не должна быть рынком, где просто более дешевые цены на продукцию. Ярмарка должен быть праздником. Поэтому все ярмарки у нас теперь сопровождаются культурной программой и стали, по моему мнению, намного интереснее.
На ярмарках мы делаем акцент на местном товаропроизводителе, и приглашаем всех наших товаропроизводителей соприсутствовать на различных территориях. И уже больше трехсот представителей нашего бизнеса в той или иной мере учувствует в ярмарочных мероприятиях.
– Все ярмарки проводятся по графику?
– График ярмарок составляется совместно с Администрациями городов и районов, согласовывается и утверждается Министерством экономического развития ЛНР. Есть ярмарки обязательные по графику, и есть случаи, когда территории изъявляют желание провести дополнительную ярмарку. И в этом мы идем им навстречу.
Почему по графику? Потому, что в 2015 году мы сталкивались с тем, что несколько территорий одновременно проводили ярмарки, при этом птицефабрики, а спрос на птицу был острый, не могли одновременно присутствовать на всех таких мероприятиях. Поэтому мы это упорядочили и максимально представляем наших производителей на этих ярмарках.
– Кроме того, ярмарка это еще и показатель того, какая продукция пользуется наибольшим спросом?
– Примерно так и происходит. Если приезжаешь на какую-либо ярмарку, ты смотришь по очереди: где больше всего очередь, значит, эта продукция пользуется спросом. И товаропроизводитель правильно реагирует на потребительский спрос.
Подготовила Мария Никитина
XXI век