Есть ли жизнь на линии фронта? (ФОТО)
31-03-2017, 10:03 0
Тех, кто живет в «серых зонах», нейтральных полосах и городках и поселках, примыкающих к линии фронта, по оценкам ООН, в Донбассе около 800 тысяч. Их в несколько раз больше, чем непосредственно воюющих с обеих сторон.
В поселке Донецкий до начала боевых действий в ЛНР проживало более 3 000 человек. Сейчас, согласно данным местных властей, их количество насчитывается около 1,5 тысяч, но в зависимости от ожесточения боевых действий эта цифра может уменьшаться (в периоды наиболее ожесточенных боев снижалась до двухсот). В глаза сразу бросаются десятки заброшенных домов. Пустуют целые многоэтажки с выгоревшими подъездами. Как отмечают местные жители, в них даже опасно просто заходить – внутри до сих пор находятся неразорвавшиеся снаряды. Соответствующие надписи на фасадах лишь добавляют антуража.
Это село оказалось на самой границе. Чтобы в него попасть нужно проехать через поселок Голубовский по трассе, которую замечательно видно с украинских позиций. Сюда достреливает абсолютно все – начиная от автоматов и заканчивая тяжелым вооружением, чем украинские военные регулярно пользуются. Донецкий подвергается обстрелам постоянно. В ход идут и минометы, и гранатометы, и крупнокалиберные пулеметы. К примеру, 26 января произошел обстрел территории поселка – повреждено остекление шести окон одного из домов по улице Пугачева, повреждены многочисленными осколочными попаданиями металлические ворота. Также по улице Пугачева повреждена осколками стена сарая. Огонь велся предположительно, из станкового противотанкового гранатомета СПГ-9, а также из минометов калибра 80 мм.
Хозяин дома на улице Пугачева вечером смотрел вместе с женой фильм. Выстрелы слышались где-то в дали, что для поселка стало уже привычным делом.
– Стреляют здесь постоянно с 2014 года. Поэтому мы никак на это не отреагировали. Но где-то в 22:05 мина легла во двор и выбила все окна. Пришлось все залатывать пленкой, – рассказал хозяин дома Игорь. – Повредило беседку, сарай. Осколками посекло одежду, которая сушилась на улице. Мы с женой спрятались и думали, как бы дожить до утра.
Также один из снарядов упал в огород Игоря. Заднюю часть дома от повреждения осколками спас сарай. Один из поражающих элементов был найден в дверях.
Жительница Донецкого Елизавета Петровна говорит, что обстрел поселка начался где-то в 21:30.
– Раньше постоянно бомбили то школу, то поссовет. Теперь бомбят хаотично по домам. Лишь бы куда-то стрельнуть. Видимо так они свои деньги отрабатывают. Если бы украинцам деньги не платили, то было бы спокойнее, – отметила она. – Уже бы был мир и все! Так нет же! Воюют!
Татьяна Павловна находилась во время обстрела дома. Как только она услышала громкие разрывы, то сразу же упала на пол и молилась, что бы ее миновали вражеские снаряды.
– Откуда оно летело, не поймешь. Просто был взрыв за взрывом. Нам просто не дают жить спокойно. Вот у моей тетки дом разбило и теперь она живет в летней кухне. Ходим вот и проведываем ее каждый день. Если бы украинским силовикам деньги не платили, то война бы быстрее кончилась, – рассказала Татьяна Павловна. – Сегодня вот четыре двора обстреляли! Просто летали снаряд за снарядом! Потом еще и автоматной очередью добавили! Уже надоело все это. И это все происходит каждый день! Это война никому не нужна! Нужен мир! Наши глаза плачут каждый божий день! В погреб даже не спрячешься – страшно и холодно!
В целом на данный момент поселок пытается жить своей привычной жизнью. Несмотря на то, что уже три года вДонецком отсутствует вода, службы производят ее подвоз к жилым домам.
– Только вот если летом 2016 года мы начинали немного подниматься с колен, то сейчас, в связи с обострением ситуации на линии фронта, у нас опять возникает целый ряд трудностей, – поделилась заведующая сектором жизнеобеспечения поселка Донецкий Ольга Кобзарь. – Постепенно жители, не сумевшие найти себе приют, возвращались домой. Сейчас у нас 1 500 человек, хотя до войны население поселка было 3 000. В активную фазу боевых действий число жителей опускалось и до 200.
Самыми опасными улицами поселка считаются улицы Лесная и Пугачева. Это связано с тем, что это самые дальние улицы, расположены в непосредственной близости с 29-м украинским блок-постом.
– Мы в целом пытаемся людям помогать – стараемся находить стекла, материалы для кровли, но в итоге украинцы стреляют вновь и вновь. Они ломают, а мы восстанавливаем, – подчеркнула Ольга Кобзарь.
С целью налаживания жизни в поселки местные власти уже практически приступили к третьей волне восстановления. По словам заведующей сектора жизнеобеспечения Донецкого, в эту волну входят многоэтажные дома.
– Причем восстановление происходит глобальное, а не квартира-две. Всего будет восстановлено семь двухэтажных домов и будет восстановлен полностью квартал – 6 пятиэтажных домов. Думаю, к весне восстановление начнется уже более активно, – подчеркнула Ольга Кобзарь.
В целом 2017-й год совсем не похож на 2014-й. На линии фронта уже нет той паники и ощущения беспомощности. Здесь есть своя жизнь на грани, жизнь на линии фронта.
Артем ПОРВИН
XXI век