Нужно ли ходить в храм Божий

17-05-2017, 08:53   0

Нужно ли ходить в храм БожийА с вами такое бывало? Приходишь в церковь на службу и вдруг проповедь становятся откровением, тебе кажется, что слова, произносимые батюшкой, о тебе и лично для тебя говорятся. Внимая мудрости Божией, ты стоишь и не догадываешься, что не одинок в своём чувстве. Другие прихожане в этот момент тоже думают, что проповедь именно для них составлялась. А секрет в том, что Истина от Бога, на то и Истина, чтобы сердца людские светом Евангелия освещать. И свет этот – он для всех. Для всех, у кого сердца открыты Богу.

Многие преподобные отцы достигали в своём молитвенном подвиге глубинного понимания Святого Писания. Добытые бриллианты истинного Знания они передавали своим ученикам. Эти сокровища мудрости Божией используют священнослужители и при составлении проповедей. Одна из проповедей, которая поразила меня, была взята батюшкой из книги Схиигумена САВВЫ (Остапенко) «Опыт построения истинного миросозерцания. Жизнеописание, проповеди, поучения, воспоминания духовных чад».

Схиигумен Савва (годы жизни 1898-1980) был старцем Псково-Печерской обители. Из жития: «К нему в сложном, безбожном двадцатом столетии ехали сотни людей, искавших совета и утешения. «Каким был ваш духовный отец схиигумен Савва?» — спросили у одного из духовных чад. «Он творил любовь», — был ответ. Не было человека, соприкоснувшегося с батюшкой и оставшегося без утешения. Для каждого у отца Саввы находились слова любви.» Вот и творения старца стали любимым чтением православных людей.

А говорилось в проповеди о том, что в беседе с Самарянкой на вопрос какое служение правильное Иисус Христос отвечал, что «поклонение в Иерусалиме правильнее, потому что спасение от иудеев, но всё же это несовершенное поклонение, потому что ограничено местом. Но придёт время и уже пришло, когда Богу будут поклоняться в духе и истине на всяком месте. Бог есть Дух и поклоняться Ему следует в духе и истине. Что такое истина? Истина есть сам Господь Иисус Христос. Что такое Дух? Это Дух Святый. Нужно стараться, чтобы Он всегда был с нами».

Вопрос, который возникает при этих словах довольно актуален и вызывает в обществе множество дискуссий: «А нужно ли ходить в церковь, если сказано, что пришло время поклоняться Богу в духе и истине на всяком месте?»

Ответом на вопрос «Нужны ли общественные молитвы?» являются, опять-таки слова Иисуса Христа: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы не попросили, будет им от Отца моего Небесного; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. XVIII: 19-20).

Да, Господь Иисус Христос не установил никаких религиозных обрядов либо богослужений. Он требовал от людей только веры, любви и добрых дел. Но, научив Своих Учеников, как и о чем нужно молиться, Он заповедал молиться не из тщеславия, не с тем, чтобы другим показаться молящимся, а с тем, чтобы в пламенной молитве, забывая все окружающее, всеми силами души стремиться к Богу; Он заповедовал даже уединяться для молитвы в свою комнату и молиться тайно. Но из этого вовсе не следует, что Он запрещал всякие внешние проявления молитвенного настроения, а также общественные молитвы. Он осуждал лишь одно: внешнее поклонение без всякого участия в том их духа, то есть ума и сердца. Он действительно назвал такое поклонение не истинным поклонением, не таким, какого хочет Бог, но этим самым он вовсе не отверг внешних выражений истинного поклонения духом.

Меня поразил наглядный пример, приведённый в воскресной проповеди: «Если из костра вытащить горящую головёшку, то она немного погорит и потухнет. А вот костёр продолжит гореть».

А вот какое поучение оставил миру Схиигумен Савва: «Другие, может быть, скажут:

– Если можно молиться в духе и истине на всяком месте, так, значит, не нужно и ходить в храм Божий молиться?

Да, действительно, по семейным или служебным обстоятельствам бывает, что и нельзя пойти в храм Божий на молитву. Тогда можно молиться дома или на работе. Но если нет никаких уважительных причин, то нужно ходить в храм Божий на общественную молитву, которая выше частной, одиночной молитвы. В церкви больше благодати Божией, чем дома или на работе.

Приведу вам примеры из жизни покойных старцев, как они трудились, постоянно посещая храм Божий. Хотя им было и тяжело, но Бог помогал им, так как сила Божия в немощах совершается.

Вот вам известный старец Симеон, утруждённый, не пропускал ни одной полунощницы и бывал до конца Литургии в храме. Казалось бы, он старый, утомлённый, мог бы и в своей келье молиться, однако же, он всегда шёл в храм, побеждая свою немощь. Однажды одна женщина спросила его, когда он шёл из церкви.

– Вы очень устали, отец Симеон?

Он ничего не отвечал, молчал. Она снова сказала ему то же слово. Тогда он ответил ей:

– Если я скажу вам, что я устал, то вы посочувствуете мне, и я пожалею и потеряю награду; но сила Божия в немощах совершается. Бог меня укрепляет каждый раз ходить в храм Божий; я хожу, советую и вам также, с помощью Божией, при всякой возможности ходить в храм Божий на общественную молитву.

Архимандрит Никита. У него, казалось бы, и была уважительная причина – болезнь ноги, но он также почти всегда был на полунощнице, редко когда его не было.

Монах Кирилл всегда был на полунощнице и даже оставался после обслуживать мощи преподобномученика Корнилия, делать уборку».

И таких примеров – множество! Многие монашествующие могут быть примером в ревностном служении Господу.

«Итак, эти примеры пусть возбудят и у нас любовь к посещению храма Божия, если есть у нас на это возможность. – Пишет схиигумен Савва, - И будем стараться в храме Божием и в других местах, где мы только находимся, молиться Господу и святым Его в духе и истине, то есть усердно, сокрушенно, с сознанием своего окаянства, ничтожества перед Богом и полной зависимости от Него и с желанием спасения своей души и душ ближних своих, за кого мы молимся. Аминь».

Светлана Тишкина
XXI век