«Призрачный» маршрут. О проблемах маршрутного такси №135
28-01-2021, 12:01 0
Вопрос пассажироперевозок до сегодняшнего дня остается одним из наиболее сложных в Луганске. Достаточно большое количество жалоб от населения поступает именно на работу маршруток, большинство из которых уже после 19:00, а некоторые и того раньше, перестают выходить на свои рейсы. Если с популярными и наиболее прибыльными маршрутами проблем в принципе нет, то с так называемыми «социальными» их масса. И, несмотря на то, что официально работа транспорта продлена до 21:00, на практике все с точностью до наоборот.
На протяжении многих лет одним из наиболее проблемных маршрутов в Луганске с уверенность можно назвать маршрут №135 «Автовокзал – Зеленая Роща», который следует через поселки Малая Вергунка, Большая Вергунка, Вергунский разъезд, Красный Яр, Зеленая Роща. Каждый день у людей создается впечатление, что живут они на краю географии, хотя официально эти территории входят в черту города. Куда только ни обращались пассажиры: и в местную администрацию, и в профильное министерство, и даже в отдел по защите прав потребителей… Везде ответ, как под копирку: «проблему знаем, разберемся». Но такие разбирательства длятся уже около десяти лет.
С криком о помощи и в надежде достучаться до профильных структур жители этих поселков обратились в нашу редакцию.
Во всех тонкостях «транспортной» проблемы мы разбирались не одну неделю, что из этого получилось, читайте в нашем материале.
Призрачный, невидимый, долгожданный, непостоянный… Как только жители поселков не называют городской маршрут №135, который следует от автовокзала через центр города и восточные квартала до населенных пунктов, входящих в черту Луганска. Конечная остановка – Зеленая Роща, но по ряду необъяснимых причин туда он доезжает не всегда. Почему и с чем это связно – вопрос риторический, ответить на который вразумительно не могут ни сами водители, ни перевозчики, а уже тем более пассажиры, вынужденные несколько километров преодолевать пешим ходом. Должна подчеркнуть, в любую погоду: и в снег, и в дождь, и под палящим солнцем. Проверено на себе, но об этом позже…
Начну с того, что в редакцию нашего издания с криком о помощи обратились жители поселка Большая Вергунка, которые в один голос утверждают, что уже устали от постоянных проблем, связанных с работой 135-го.
«Долгие годы мы, жители Большой Вергунки, обращаемся в различные инстанции по поводу неудовлетворительной работы единственной маршрутки под номером 135. И всегда получаем отписки разного рода, «о проблеме знаем», «нерентабельно», «вашу жалобу рассмотрим». Время идет, а ситуация, к сожалению, не меняется», - рассказала нам жительница поселка Елена Анатольевна.
По ее словам, еще несколько лет назад в поселок ходило несколько маршрутов – №135, №157 и №171. Было даже такое, что продлили маршрут №133, но это продолжалось недолго. Сегодня работает только проблемный 135-й, дождаться которого практически нереально, и один автобус №171.
Пообщавшись с местными жителями, мы выяснили, что проблем несколько. Во-первых – малое количество машин на маршруте, что, естественно, сказывается на несоблюдении графика. По словам Елены Анатольевны, водители абсолютно не придерживаются прописанного интервала движения в 15 минут, на остановке можно простоять до часа.
«Остается фактом и горькой действительностью, что люди, в том числе старики и дети, мерзнут на остановках в зимний период по часу, так как не могут втиснуться в маршрутку, в которую набивается до 50 человек, что, очевидно, выгодно водителям, так как обязательного обилечивания нет», - рассказал житель поселка Большая Вергунка Сергей Боровской.
Во-вторых: в связи с посадкой «под завязку» водители просто напросто не останавливаются на промежуточных остановках и не с особой охоткой забирают школьников.
«Ой, маршрут №135 – настоящая проблема. Мало того, что на остановке можно простоять до 40 минут, а то и больше, водители далеко не всегда останавливаются на промежуточных остановках, чтобы забрать школьников. И детям приходится еще не известно сколько ждать», - рассказала жительница поселка Большая Вергунка Любовь.
В-третьих: в будние дни после 17.00 уехать на вышеупомянутом маршруте становится чем-то из области фантастики и превращается в настоящий квест «дождусь или не дождусь». А в выходные дни говорить о каком-то графике вообще не приходится. Как говорит Елена Анатольевна, «ездят они в произвольном порядке».
«С работы я возвращаюсь после 18:00 и дождаться 135-го практически не реально. Однажды на остановке мне пришлось простоять полтора часа!» - говорит житель поселка Андрей.
И, наконец, еще одна немаловажная проблема: по словам местных жителей, водители попросту отклоняются от прописанного маршрута, не доезжая до конечной остановки.
«Зачастую водители довозят нас только до Красного Яра, а оттуда около пяти километров, до Зеленой Рощи, нам приходится идти пешком. И это в любую погоду», - рассказывает жительница поселка Зеленая Роща Ольга.
По словам женщины, им приходится ловить попутки либо же просить кого-либо забрать из Красного Яра.
«Проблема действительно серьезная и многолетняя… И, к сожалению, до сегодняшнего дня она так и не решена. Несмотря на то, что после всех наших обращений в профильные ведомства ситуация немного улучшается, но продолжается это недолго, пока длятся проверки. А потом опять наступает ад», - продолжает Ольга.
Для чистоты эксперимента я решила, как говорится, на собственной шкуре ощутить все прелести «призрачного» маршрута. Ездила в Зеленую Рощу я в течение четырех дней, в том числе и в выходные. Скажу сразу, в первой половине дня уехать гораздо проще, нежели вечером. Ждать мне пришлось 25-30 минут. Людей действительно набивается очень и очень много, так что о соблюдении установленной социальной дистанции говорить вообще не приходится. Вечером сложнее, в один из дней маршрутку я прождала около часа. Скажу честно, думала уже такси вызывать, так как стоять в темное время одной на остановке не совсем приятное дело. И если я готова была заплатить около 200 рублей лишь бы меня с комфортом доставили обратно в центр, то местные жители, естественно, делать этого не будут. Да и не должны. Ведь есть маршрут, который якобы работает по графику: так почему же люди должны вызывать такси либо же ловить попутки?
Смогла ли я доехать до Зеленой Рощи? Здесь также не все так просто. Водители действительно далеко не все доезжают до конечной. Вышла я в Красном Яру и еще около получаса шла под дождем вдоль трассы до Зеленой Рощи. Экскурсия так себе, конечно. Чтобы вернуться обратно в город на остановке я простояла около 40 минут. Когда спросила у водителя: почему он сходит с маршрута, ответа вразумительного так и не получила. «Следующий автобус будет доезжать до конечной. Людей мало, мы чередуемся», - таков был ответ.
Кстати, одно время по инициативе жителей Большой Вергунки была организована работа такси «Минутка», на какое-то время это частично решило проблему. Но работа «Минутки» продолжалась недолго. С чем это связано, не известно! Хотя слухи ходят разные… И опять все вернулось на круги своя.
За помощью жители поселка обратились к депутату Народного Совета Юрию Юрову, он подтвердил, что проблема действительно актуальная и требующая незамедлительного решения.
«В течение прошлого года ко мне поступило большое количество жалоб, связанных с работой маршрута №135. Для решения краеугольной проблемы совместно с инициативной группой были организованы встречи с перевозчиками и руководством города. Также мною были направлены четыре депутатских обращения с просьбой повлиять на сложившуюся ситуацию. К сожалению, на сегодняшний день проблема остается нерешенной», - констатировал Юров.
Так, в ответе на одну из жалоб от 23 декабря 2020 года за подписью заместителя столичной администрации Антонины Кузьменко указано следующие объяснение: «Маршрут №135 «Зеленая Роща – Автовокзал» полностью укомплектован автобусами в количестве 14 единиц. Интервал движения автобусов на данном маршруте составляет 12 минут, однако следует учесть, что в случае выхода из строя хотя бы одного автобуса, находящегося на маршруте, время ожидания пассажирами автобусов может увеличиваться. В настоящее время для работы на маршруте №135 ежедневно выезжает 10-12 автобусов.
Увеличить количество автобусов на указанном маршруте, к сожалению, не предоставляется возможным в связи с отсутствием достаточного количества транспортных средств в Луганске (из предусмотренных маршрутной сетью 1058 автобусов, ежедневно на линю выходит не более 450).
Сотрудниками администрации проводится ежедневный контроль количества автобусов на маршруте №135. Перевозчикам и бригадиру маршрута регулярно указывается на необходимость неукоснительного соблюдения графика движения на данном маршруте и корректировки интервала движения автобусов».
За разъяснениями мы также обратились к заместителю начальника управления обеспечения жизнидеятельности АГЛ Владимиру Новикову. По его словам, проблема действительно существует и носит она уже многолетний характер.
«На все жалобы, которые поступают к нам касательно работы городских автобусов, мы реагируем. Действительно, имеют место быть случаи, когда водители самовольно сходят с маршрута и отказываются довозить до конечной, аргументируя это малым пассажиропотоком, и, как следствие, нерентабельностью. Мы постоянно проводим разъяснительную работу с перевозчиками и требуем от них выполнения своих обязательств. Водители обязаны строго соблюдать указанную маршрутную сеть! Но бывают случаи, когда в силу объективных причин – гололед или сильные заносы, а все знают, какой у нас подъем на Зеленую Рощу, водитель может высадить пассажиров в Красном Яру. Но это единичные случаи. Подчеркиваю, единичные», - пояснил Новиков.
В свою очередь местные жители предлагают оптимизировать работу транспорта.
«Что мы можем предложить? Мы не ищем рентабельности, нам необходимы человеческие условия жизни. Привлекать перевозчиков, добавить количество транспорта на маршрут, привлечь транспорт городского предприятия «Луганскэлектротранс», осуществлять ежедневный контроль за соблюдением графика, открытие новых маршрутов в нашем направлении – это нам под силу, а властям по плечам», - говорит житель поселка Большая Вергунка Сергей Боровской.
Что касается оптимизации работы маршрутных такси, которую предлагают местные жители, то в мэрии отмечают, что недостаточное количество подвижного состава, его физический износ (все автобусы 2002-2011 годов выпуска), отсутствие финансовой поддержки со стороны государства в виде возмещения разницы между утвержденным тарифом на перевозку пассажиров в общественном транспорте и фактическими затратами, отсутствие компенсации затрат на перевозку льготных категорий, отсутствие необходимого количества водителей категории «D» (более 50% водителей предпенсионного и пенсионного возраста) делают невозможным открытие новых маршрутов и увеличение количества автобусов на уже существующих. Все вышеперечисленное также делает невозможным привлечение автобусов ГКП «Луганскэлектротранс» к обслуживанию городских маршрутов.
…Лично у меня создалось такое впечатление, что люди, проживающие в поселках Большая Вергунка, Вергунский разъезд, Красный Яр и Зеленая Роща, находятся на краю географии, добраться куда можно только в случае крайней необходимости. Еще раз напомню, что эти территории относятся к Луганску, между прочим, столице ЛНР.
Очень хочется, чтобы жалобы пассажиров данного маршрута все же нашли отклик у местной администрации. Ведь действительно проблема есть и ее нужно решать. Разве люди виноваты в том, что не хватает подвижного состава? Или виноваты они в том, что якобы их маршрут нерентабельный? Ведь в этих поселках живут такие же луганчане, как и мы, и задача власти сделать условия их проживания комфортным. Или я в чем-то не права?
«Маршрут №135 – настоящая беда. Бывает на остановке можно простоять до 40 минут. Бывали случаи, когда автобус ждали больше часа. На наш вопрос: почему так долго не было транспорта, водитель пожал плечами и ответил: «Наверно предыдущая машина на рейс не выехала». Я понимаю, всякое бывает, но ждать транспорт по часу – это не нормально», - Светлана, жительница поселка Красный Яр.
«Действительно, имеют место быть случаи, когда водители самовольно сходят с маршрута и отказываются довозить до конечной, аргументируя это малым пассажиропотоком, и, как следствие, нерентабельностью. Водители обязаны строго соблюдать указанную маршрутную сеть! Но бывают случаи, когда в силу объективных причин – гололед или сильные заносы, а все знают, какой у нас подъем на Зеленую Рощу, водитель может высадить пассажиров в Красном Яру. Но это единичные случаи. Подчеркиваю, единичные», - Владимир Новиков, заместитель начальника управления обеспечения жизнедеятельности АГЛ.
Луганчане могут сообщать о нарушениях правил предоставления услуг в сфере пассажирских перевозок в городском автомобильном транспорте по телефону горячей линии – (0642) 61-76-29. Звонки принимаются в будние дни с 8:00 до 17:00.
Кроме того, можно обратиться с заявлением в письменной форме в профильное управление по адресу: ул. Димитрова, 30, каб. 414. В течение 30 рабочих дней заявитель получает ответ.
При оформлении обращения необходимо указывать номер транспортного средства, номер маршрута, на котором произошел инцидент, а также примерное время и место происшествия.