Во власти безумной стихии, или Пенсионеры – не белые медведи! (ФОТО)
25-04-2017, 06:04 0
Рано радовались как бы обретенной энергетической независимости от Донбасса и России украинские ура-патриоты. Причем сама природа сыграла с ними весьма злую шутку. На Украину обрушилось внезапное похолодание, принесшее, вместе со штормовыми ветрами, обильные снегопады.
Коллапс в разгар кризиса
Снегом замело Львов, Тернополь, Харьков, Полтаву, Днепропетровск, Запорожье, Кривой Рог, Николаев, Одессу... Погода, как бы насмехаясь над украинцами, морозной поступью прошлась по самым границам ЛНР и ДНР. Населению больших украинских городов, в этом году едва дождавшихся потепления на улице после нестабильного, нервного и рано завершенного отопительного сезона, снова пришлось озаботиться температурным режимом.
А это оказалось довольно непросто, ведь еще с начала официальной блокады Донбасса на Украине объявлено чрезвычайное энергетическое положение. Внезапно выяснилось, что тот самый «дотационный и депрессивный» регион располагает бесценным для украинской энергетики ресурсом, который взять практически больше негде. В результате, за неделю до апрельского возвращения зимы были остановлены пять из шести украинских ТЭС, работающих на антраците, и из пятнадцати всего сейчас существующих на территории Украины. То есть вырубилась треть ТЭС.
Одновременно с этим начались проблемы в атомной энергетике: снова была внештатная остановка на Запорожской АЭС. Злые языки связывают очередное ЧП с тем, что «умники» в нынешнем украинском руководстве решительно переориентируются на американское топливо, и начали именно с Запорожья. Официальный мотив – для снижения энергетической зависимости Украины от России, на топливо которой рассчитаны наши АЭС; неофициальный – дать возможность заработать своим заокеанским кураторам на том, на чем всегда зарабатывали россияне. Так или иначе, но начали именно с Запорожья. В результате, с тех пор она и месяца спокойно не работала – то внеплановая остановка, то якобы плановый ремонт. Но самое забавное – в том, что компания «Westinghouse», на которую рассчитывал Киев и которая поставляла топливо в Запорожье, в начале этого года заявила о своем банкротстве. Так что придется либо возвращать все АЭС на российские ТВЕЛы – либо поставить на атомной энергетике крест, как это было, например, в Литве, Болгарии и т.д.
Итак, именно с американским топливом многие склонны связывать проблемы на Запорожской АЭС. Одновременно с этим эксперты утверждают: на атомных электростанциях просто вынуждены «сбрасывать обороты» в моменты снижения выработки электроэнергии на ТЭС, чтобы не нарушить хрупкого энергобаланса. То есть нехватка угля ведет к остановке теплоэлектростанций, а это, в свою очередь, вынуждает снижать производство и на АЭС, что в результате приводит к вынужденному режиму экономии электроэнергии в стране.
Впрочем, любая из этих двух версий предполагает одного и того же виновника – тех, кто три года назад дорвался до управления Украиной и сумел довести энергетику до такого состояния. Этот вывод подтверждают и позиции украинского руководства по отношению к донбасскому топливу.
Итак, уголь
Началось все даже не в декабре прошлого года, как это сейчас принято говорить. Не с той блокады, которую устроили в 20-градусный мороз неприкаянные бывшие участники разношерстных нац-батальонов во главе с выкормышами Коломойского и Садового, не с их захватов составов с углем и подрывов железнодорожных путей, а гораздо раньше. Все это началось с первых дней так называемой АТО, когда на Донбасс ринулись многочисленные «штыки» майдана, начали откровенно грабить население, захватывать гуманитарку, грузы предпринимателей – и никто их не одернул тогда, не наказал, не остановил. Наоборот, это тщательно скрывали, опровергали, выставляли кремлевской пропагандой против «наших хлопців, захисників».
Чуть позже сообщение с Донбассом совсем перекрыли, за исключением нескольких пунктов пропуска, и официально утвердили перечень разрешенного к перевозке (полный бред, если исходить из киевской версии, что Донбасс – украинский, ведь получается, что между двумя частями Украины официальная власть сама прочертила границу). И снова украинские власти невозмутимо взирали на бойню между военными, СБУшниками и неопределившимися «патриотами» за контроль над «контрабандой» с Донбасса. После череды громких расстрелов на украинской территории украинских же мобильных групп, призванных препятствовать контрабанде, окончательно победило СБУ. И службисты начали выдавать разрешения для предпринимателей и коммерческих фирм на перемещение товаров и сырья через линию разграничения. Остается лишь догадываться, какой с этой деятельности был «подъем» у СБУ...
И вот, наконец, в декабре прошлого года «атошники», нацики, ветераны всяческих «котлов» в войне с Донбассом и прочие оставшиеся не у дел «активисты» решили снова поднять тему блокады. Предлогом для нее послужило требование освободить всех пленных, а также объявить официальную войну России. В результате, уже через месяц об изначальных мотивах все забыли, и на первый план всплыла истинная цель – торгово-товарные отношения Украины с Донбассом. Нацики с этого захотели поиметь долю, а заодно еще поставить в неудобное положение украинскую верхушку. И если с первым вряд ли что получилось, то вот второе исполнилось с лихвой. И премьер-министр Гройсман, и президент Порошенко внезапно так разговорились, что любо-дорого было послушать.
Внезапно «выяснилось», что обстреливаемый, унижаемый и уничтожаемый Донбасс по-прежнему в значительной части формировал украинский бюджет, именно за счет его предприятий удалось показать экономический рост в украинской экономике – и получить очередной транш. А самое главное, только Донбасс, как наконец признали в Киеве, располагает незаменимым для украинских ТЭС сырьем. И взять его больше негде, разве что в России.
Но на «патриотов», со времен майдана и начала «АТО» привыкших ни с кем не считаться, эти резоны были что пустой звук. Они, правда, выразили согласие на пропуск из Донбасса того, что Украине кровно нужно. Но такой вариант не устроил Порошенко – он, видимо, предполагал, что «блокираторы» плотно сядут на грузовые потоки с Донбасса.
И «патриотов» кышнули, объявив, что ими нанесен Украине, а не Донбассу непоправимый вред. Но самое смешное, что инициативу вынужден был перехватить,чтобы не ударить в грязь в лицом перед радикально настроенной общественностью, Порошенко – официально узаконив окончательную блокаду. То есть сам, своими руками он отказался от донбасского угля – при том, что к тому периоду энергетики и эксперты уже криком кричали о грядущих остановках ТЭС, что особенно нежелательно в отопительный сезон.
Казалось бы, ну причем тут отопление к электричеству? Но в холодный период традиционно увеличивается энергопотребление. В том числе за счет того, что украинцы просто вынуждены прибегать к электрообогреву – одни таким образом экономят вдесятеро подорожавший газ, другим приходится дополнительно греться из-за очень, мягко говоря, некачественного в этом году, но тоже очень подорожавшего центрального отопления. А главное, что сами ТЭС (как, например, Змиевская под Харьковом) вырабатывают не только электроэнергию, но еще и тепло для ряда населенных пунктов.
Поэтому отсутствие поставок антрацита с Донбасса и привело к чрезвычайному положению в украинской энергетике. «Ничего страшного, купим этот уголь еще где-нибудь», – сказали в Киеве. И предварительно договорились с... Россией. А когда погода смягчилась, это позволило официально завершить отопительный сезон, который и так уже был на грани срыва: в школах многих населенных пунктов детям продлили каникулы ради экономии электроэнергии и тепла, а взрослое население предупредили о грядущих веерных отключениях.
В Киеве выдохнули с облегчением, решив, что опасность миновала. И, желая побравировать, заявили, что не станут покупать уголь у «агрессора», потому что хотят «добиться максимальной энергетической независимости от России». Солидные украинские эксперты, конечно, высмеивали такие заявления, напоминая, что, например, «независимость» Украины от России в газовой сфере – фикция, которая выражается в покупке в ЕС все того же российского газа, но уже по значительно более высокой цене.
Самые циничные намекали, что и с углем будет та же история: антрацит будут все так же покупать донбасский, только через Россию, но при этом выдавать его за какой-нибудь новозеландский, что позволит на фиктивно завышенной цене воровать бюджетные деньги.
Но получилось еще смешнее. Киев снова решил угодить своим кураторам и главным спонсорам майданного переворота. И заявил, что покупает топливо для украинских ТЭС в… США. И все было бы, наверное, гладко, и были бы довольны не только американские «партнеры», но и киевские марионетки, но тут внезапно нагрянула зима в середине апреля...
Разгул стихии
Итак, погода обрушилась на Украину. Что происходило в крупнейших украинских городах и как вели себя нынешние «проевропейские» власти, лучше всего, пожалуй, демонстрирует пост одного из них – того самого Бориса Филатова, который призывал «обещать сепарам все, что угодно, а вешать их будем потом».
Градоначальник Днепропетровска, как отмечает «РИАН Украина», заявил, что в городе, несмотря на холода и выпавший снег, не будут возобновлять отопительный сезон. Мэр также предупредил, что возможны перебои с электричеством и водой, которые «придется потерпеть».
«Да, это стихийное бедствие. Да, в городе повалило 2600 деревьев. Да, мы закрываем школы. Да, возможны подтопления. В Днепре рекордно высокий уровень воды. Да, невозможно снова запустить отопление. Ни по лимитам газа, ни по технологии. Минимум неделя на развоздушивание и пр. Да, возможны перебои с электричеством и водой. Да, придется потерпеть… Нет, я никому не буду вытирать сопли», – заявил он.
Такая же ситуация и в Житомире: несмотря на похолодание, отопление в городе решили не включать в целях экономии. Комментируя ситуацию с непогодой, мэр города Сергей Сухомлин предупредил, что в случае включения системы отопления придется включить весь город, а не только социальные объекты, и платить по двойному тарифу. «Если бы мы включили отопление, то по двойному тарифу платили бы не только социальные учреждения города, но и все домохозяйства Житомира, и субсидий населения на эти платежки не получили бы. А это десятки миллионов гривен из карманов житомирян», – подчеркнул городской голова. В мэрии подбодрили тем, что с понедельника ожидается потепление, а «даже если закрыть сады, в домах теплее не станет».
Подобный же ответ услышали от своего мэра – одного из лидеров евромайдана – и жители украинской столицы. Виталий Кличко, по информации украинского «NewsOne», выдал очередной перл в своем духе, заявив: «Пока мы включим отопление, холода уйдут».
Снегопад добрался и до Ивано-Франковской области. В Карпатах намело сугробы, высотой больше двух метров, а в центральном городе западноукраинской области серьезно похолодало не только на улице, но и в домах. В результате, как сообщили украинские «Вести», у горсовета жители Ивано-Франсковска собрались, чтобы помитинговать – и заставить мэра включить отопление. «Господин мэр, включите отопление! Жители мерзнут», «Дети не пингвины – подайте тепло!», «Пенсионеры – не белые медведи!» – написали они на плакатах.
И немудрено: в школах из-за холода либо пустые классы – детей не пустили на уроки родители, либо вообще занятия отменены. К сожалению, так нельзя поступить с больницами и квартирами, поэтому там при температуре не выше +12 градусов все вынуждены согреваться кто как может.
Ответ же городских властей – отопление включить невозможно, потому что либо сложно, либо все опломбировано, либо вообще на ремонте. Поэтому спасайтесь сами, кто как может…
Украинцам остается лишь посочувствовать: даже неожиданный разгул стихии оказался менее безумным и вредоносным, чем нынешняя украинская власть.
Полина ГЛУЗ
XXI век