Каждый «Охотник» желает знать, где сидит наш враг

5-08-2019, 12:35   0

Военно-воздушные силы России – настоящая гордость наших военных, ровно как и мечта каждого призывника, ведь отслужить в ВДВ – настоящий почет. К счастью, не только ВВС, но и все отрасли военного ремесла современной России имеют право считаться лучшими в мире, а наши разработки будоражат сознание западных инженеров. Однако сегодня мы поговорим преимущественно о новинках в области ВВС. Так, в субботу, 3 августа, новейший российский ударный беспилотник «Охотник» совершил свой первый полёт. Об этом рассказали в Министерстве обороны РФ.
Каждый «Охотник» желает знать, где сидит наш враг

«Первый полёт состоялся в 12:20 по московскому времени и продолжался более 20 минут. Военный БПЛА под управлением оператора несколько раз облетел аэродром на высоте около 600 метров и успешно сел», – уточнили в ведомстве.

Разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат «Охотник» создан для нужд ВКС по схеме «летающее крыло» с применением специальных материалов и покрытий, которые делают его малозаметным для радиолокационных средств обнаружения вероятного противника. Тяжёлый боевой дрон оснащён целевой аппаратурой для различных видов разведки, а его максимальная взлётная масса достигает 20 тонн.

Сообщается, что испытания новейшего боевого комплекса, созданного авиационным холдингом «Сухой», проходят на одном из испытательных аэродромов Министерства обороны России. Первый полет БПЛА «Охотник» по своему значению сравним с первым полетом Су-57. Особенно потому, что оба эти события, как нам представляется, теснейшим образом связаны. И не только по той причине, что обе машины сделало ОКБ «Сухого» и их обводы неуловимым образом напоминают облик друг друга.

Россия предпринимает титанические усилия, чтобы наверстать многолетнее отставание в теме развития БПЛА. В погоне за лидерами – США, Израилем, Китаем – требуется перескакивать сразу несколько этапов развития, с чем Россия успешно справляется.

По целому ряду ключевых параметров новый российский БПЛА напоминает американский Northrop Grumman X-47B – экспериментальный аппарат, впервые представленный более десяти лет назад. Но назначение «Охотника» явно будет совсем другим.
Каждый «Охотник» желает знать, где сидит наш враг

На данный момент предполагается, что Су-57 и «Охотник» задуманы как две тесно взаимосвязанные части одной системы вооружений. Группа «Охотников», оснащенных мощными РЛС и большим набором ударного ракетного оружия, контролируется, опекается и прикрывается звеном Су-57. Сами эти Су-57 находятся сзади, в тылу, под прикрытием систем ПВО, на расстоянии в десятки или даже сотни км от выполняющих боевую задачу БПЛА. Технически подобная схема была решаема еще на МиГ-31.

Для полноценного воплощения данной схемы потребуются не только сотни БПЛА «Охотник» и полностью боеготовые полки Су-57. В частности, среди прочего необходимо будет решить проблему устойчивой к помехам и надежно закрытой дальней связи между летчиком-оператором и группой ударных беспилотников. Если Россия будет продолжать работу над БПЛА теми же темпами, то уже в скором времени наше отставание в данной области приблизится к нулю. Чтобы подвести итог, расскажем подробно о том, что находится на борту «Охотника».

«Охотник» выполнен по схеме «летающее крыло». Внешне он напоминает уменьшенные версии американских бомбардировщиков B-2 Spirit и Northrop Grumman X-47B. Тактико-технические характеристики «Охотника» не раскрываются. Однако в российских СМИ можно встретить информацию о том, что его масса составляет 20 т, максимальная дальность – 3,5 тыс. км, максимальная скорость – 920 км/ч, высота полёта – до 10,5 км. Без дозаправки БПЛА может находиться в воздухе более суток.

По информации Минобороны РФ, в первоочередные задачи «Охотника» входит разведка. Дрон оснащён соответствующими оптико-электронными и радиотехническими средствами. В беседе с RT коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков предположил, что беспилотник предназначен в том числе для нанесения ударов. По его мнению, ракеты и бомбы могут размещаться внутри корпуса.

«Этот аппарат предназначен для выполнения разведывательных и ударных задач. «Охотник» будет в основном поражать наземные объекты, однако в его арсенал наверняка войдут ракеты класса «воздух – воздух». Не думаю, что для него разрабатываются какие-либо специальные боеприпасы. Учитывая массогабаритные характеристики «Охотника», он сможет применять бомбы и ракеты, которые стоят на вооружении ВКС, в том числе новейшие образцы», – пояснил военный эксперт Алексей Леонков.

По данным портала Business Insider, «Охотник» выполнен по технологии «стелс», которая способствует уменьшению показателя радиолокационной малозаметности. В то же время аппарат не будет предназначен для ведения манёвренного воздушного боя, что делает его уязвимым для поражения истребителями.

«Аэродинамика «Охотника» позволяет сделать вывод, что он будет летать на дозвуковой скорости. Но никакой проблемы в этом нет: многие самолёты-разведчики и бомбардировщики выполняют задачи именно на такой скорости. Естественно, что они легко перехватываются любыми истребителями, если оказываются обнаружены средствами радиолокационного контроля», – пояснил Багдасарян.

Ещё одна особенность «Охотника» – однодвигательная силовая установка, нетрадиционная для российской авиастроительной школы. Как предполагают эксперты, беспилотник оснащён модификацией турбореактивного двигателя АЛ-41Ф-1 («изделие 117»), на котором летают опытные образцы Су-57‎ и серийные истребители ‎Су-35.

«Значимым преимуществом «Охотника» будет модульность: в зависимости от задач у него будет разная комплектация. Если говорить в целом о беспилотниках тяжёлого класса, то у России очень большая потребность в них. В частности, такие аппараты будут активно использоваться для нужд военной разведки. Российская армия сможет выполнять задачи без риска человеческих потерь. Также он способен наносить удары автономно, без помощи истребителей», – резюмировал Леонков.

Су-57 – новый флагман ВВС


И пару слов о тех самых Су-57. Истребитель пятого поколения был запущен в серийное производство, сообщается в буклете, выпущенном в честь 80-летия ОКБ имени Сухого. В рамках государственной программы вооружения до 2028 года Воздушно-космические силы РФ получат 76 машин. Долгосрочный контракт с Минобороны России на поставку самолётов уже подписан.

«Многофункциональный авиационный комплекс пятого поколения, обладающий высоким интеллектом бортового оборудования, малой заметностью, большими рубежами перехвата воздушных и уничтожения наземных целей, в 2019 году запущен в серийное производство, подписан долгосрочный контракт с Минобороны на поставку более 70 самолётов», – говорится в тексте брошюры.
Каждый «Охотник» желает знать, где сидит наш враг

В мае 2019 года на совещании с руководством Минобороны и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) президент РФ Владимир Путин заявил о том, что к 2028 году на Су-57 будут перевооружены три авиаполка. Глава государства пояснил, что ранее планировалось закупить 16 истребителей. Однако в связи со снижением себестоимости самолёта на 20% было решено значительно увеличить объём заказа.

«У нас появились возможности закупить гораздо больше боевых машин этого класса, этого, по сути, нового поколения. Договорились о том, что закупим за тот же период времени без увеличения стоимости 76 таких самолётов. На новой платформе мы не делали ничего подобного за последние 40 лет», – подчеркнул Путин

Генерал-майор, заслуженный лётчик РФ Владимир Попов заявил RT, что Су-57 в целом сопоставим с американскими аналогами (F-35 и F-22 Raptor), но по некоторым характеристикам превосходит их. По словам Попова, необходимо учитывать, что ПАК ФА создавался несколько позже. Это позволило должным образом проанализировать ошибки, допущенные заокеанскими конструкторами.

«Наши конструкторы однозначно улучшили такие показатели, как дальность и боевая производительность. А по манёвренности в воздушном бою, особенно в ближнем, Су-57 просто нет равных, так как машина сохраняет устойчивый полёт на больших углах атаки. Кроме того, Су-57 обошёл F-35 и F-22 по соотношению цены и качества. Это грубый подсчёт, но по эффективности отечественный истребитель превосходит американские образцы примерно на 15–20%», – рассказал Попов.

Каждый «Охотник» желает знать, где сидит наш враг
Огромное значение для боевой эффективности имеет радиолокационная станция Н036 «Белка» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) разработки АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» (г. Жуковский). Большая часть характеристик этого изделия засекречена. В СМИ можно встретить информацию о том, что станция способна мониторить воздушное пространство на дальности около 400 км, сопровождать 60–62 объекта и наводить вооружение на 20 целей (16 воздушных и 4 наземных).

Как сообщил вице-премьер Юрий Борисов, первые серийные истребители пятого поколения будут оснащены АЛ-41Ф-1. Однако в будущем Минобороны проведёт их ремоторизацию. Таким образом, все строевые Су-57 будут летать исключительно на новых двигателях. Напомним, двигатель – был единственным фактором, отделяющим Су-57 от истребителей 5-го поколения.

Обо всех новинках в области военного ремесла РФ читайте в будущих выпусках нашей газеты.

Алексей ЛИТВИНОВ / XXI Век