Су-57 – потенциально лучший страж неба

03-06-2019, 11:06 0

На авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) завершается сборка первого серийного образца истребителя пятого поколения Су-57. Во время посещения предприятия заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко сообщил, что удовлетворён увиденным и выразил надежду, что работы будут выполнены в срок.
Су-57 – потенциально лучший страж неба
«Надеюсь, что скорректированные планы будут исполнены. И уже в ближайшее время будет заключён контракт на комплексную поставку 76 таких истребителей, оснащённых современными авиационными средствами поражения и обеспеченных необходимой наземной инфраструктурой», — заявил Президент России Владимир Путин.

Конкурент Су-57 — его прародитель Су-35, именно их сходство является препятствием на пути становления Су-57. Это достойная боевая машина с потрясающими манёвренными характеристиками и показателем тяговооружённости. Истребитель получил боевое крещение в Сирии и проявил себя с самой лучшей стороны.

На текущий момент все опытные образцы летают на двигателях четвёртого поколения (первого этапа в контексте программы ПАК ФА) АЛ-41Ф-1 («изделие 117»). Двигатель второго этапа (или пятого поколения), известный как «изделие 30», проходит испытания. Без этой силовой установки Су-57 невозможно назвать самолётом пятого поколения. Первый полёт с двигателем нового поколения детище ОКБ Сухого совершило в декабре 2017 года. Однако период доводки «изделия 30» и организации его серийного производства растянется ещё на несколько лет. По всей видимости, часть серийных машин будет оснащена АЛ-41Ф-1, а более поздние образцы уже получат двигатель второго этапа. Также не исключено, что до 2028 года Минобороны проведёт ремоторизацию всего парка Су-57, заменив двигатели первого этапа на «изделие 30». Главная особенность двигателя второго этапа заключается в возможности выхода на сверхзвуковую скорость в безфорсажном режиме. Истребители четвёртого поколения тоже могут преодолевать сверхзвук, однако полёт на такой высокой скорости осуществляется в режиме форсажа, который очень быстро опустошает топливные баки. Полёт на сверхзвуке используется нечасто, но является важной опцией для самолёта. Он необходим для преодоления системы ПВО-ПРО, ухода от погони противника или, наоборот, для перехвата вражеской машины.

Есть уверенность, что Су-57 будет ожидать достойное будущее. Если военные угрозы для России возрастут или промышленность собьёт цену, то количество строевых самолётов пятого поколения наверняка превысит плановую цифру в 76 истребителей. Кроме того, нельзя исключать вероятность высокого спроса на Су-57 в зарубежных странах. На завершающей стадии находится подготовка документов по формированию экспортного облика отечественной машины. Приобрести российский самолёт может Индия (несмотря на выход из программы ПАК ФА), Турция (назло США, которые блокируют поставки F-35), Китай (ранее купил 24 единицы Су-35) и ряд стран Юго-Восточной Азии.

Что касается боевой мощи, то сейчас этот вопрос активно обсуждается. Авиационный комплекс Су-57 может быть вооружен новой противокорабельной ракетой с активной головкой самонаведения. Об этом 30 мая заявил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко. На авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре замминистра убедился: предприятие полностью готово к началу серийного производства перспективной машины. А в Свердловской области Криворучко интересовали возможности местной оборонки выпускать для Су-57 различные средства поражения.

Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» производит активные головки самонаведения для противокорабельных ракет и ракет класса «воздух-воздух» практически для всех наших боевых самолетов и вертолетов. Список, очень возможно, пополнит и новейший истребитель Су-57.

Одной из новых разработок является противокорабельная ракета Х-35У, которой оснащают береговые комплексы «Бал». Кроме того, уральское бюро занимается созданием перспективной радиолокационной и навигационной аппаратуры, радиовысотомеров для беспилотников и космических аппаратов.

Алексей ЛИТВИНОВ