Денис Мирошниченко: «Путь у нас один – домой в Россию!»
27-05-2019, 10:05 0
Народный Совет Луганской Народной Республики 22 мая отметил свое первое пятилетие. История законодательного органа, так же, как и история Республики не была простой. За прошедшие пять лет нашими парламентариями, несмотря на потери и жестокие испытания, была проделана огромная работа, которая дала нам всем возможность жить в правовом государстве.
Об итогах работы, достижениях и дальнейших планах работы парламента Республики рассказал Председатель Народного Совета ЛНР Денис Мирошниченко.
- Само создание законодательного органа Республики было драматичным, не похожим на традиционные модели учреждения парламентов. Расскажите, как формировался первый созыв Народного Совета ЛНР?
- Первый состав Народного Собрания, так тогда назывался Народный Совет Луганской Народной Республики, формировался на народных сходах, которые проходили в каждом городе и районе, тогда еще Луганской области. На этих сходах люди делегировали депутатские полномочия кандидатам в Народное Собрание. После того, как состоялось первое заседание, было принято решение переименовать Народное собрание в Верховный Совет, и в 2014 же году, по истечении нескольких месяцев он получил название Народный Совет, которое действует и по сегодняшний день.
В первом составе Народного Совета было 124 депутата по аналогии с областным советом. Состав тогда очень сильно ротировался, так как в связи с началом боевых действий некоторые депутаты ушли со своих постов, кто-то прямо на фронт, кто-то оказался отрезан от столицы (у нас ведь были и депутаты от всех ныне оккупированных районов) на их место ставили новых. Из областного совета к нам перешли только четыре человека, среди них Андриянов Александр Александрович и Акимов Олег Константинович, которые работают с нами с первого дня.
В дни блокады Луганска в сессионном зале, иссеченном осколками после авианалета на Дом правительства, с выбитыми окнами собиралось около 30 депутатов. Но работа шла, практически в ежедневном режиме, принимались первые законы, законы военного времени. Как только позволили условия, было принято законодательство о выборах, и началась подготовка к формированию нового состава парламента.
Первые выборы, которые объявлял Народный Совет, прошли 2 ноября 2014 года. После того, как выборы состоялись, и мы избрали Главу Республики и депутатов парламента, начал действовать второй созыв Народного Совета ЛНР. Было избрано 50 депутатов. Время было революционно-эмоциональное, парламент и во втором созыве продолжал формироваться, часть депутатов ушла, часть была отстранена, часть трагически погибла. Заканчивал депутатский корпус свою работу в составе 40 человек. В данное время работает новый созыв из 50 депутатов.
- В Крыму события развивались по другому сценарию, потому что их парламент поддержал народное решение. Как Вы оцениваете действия Луганского областного совета?
- Можно прямо и открыто говорить, люди, которые приходили к зданию областного совета и областной администрации имели четкую позицию. Они видели, как проходили все эти события в Крыму. И если руководство Крыма не оставило свою территорию и продолжало функционировать, принимая те или иные решения, будем говорить откровенно – это была легальная власть, которая была избрана и действовала на тот момент, то Луганский областной Совет таким похвалиться не может. Факт есть факт – Луганский областной совет не поступил также, как парламент Крыма, они не приняли решение, которое просил народ. Поэтому и появились эти народные сходы, а затем и Республиканское Собрание. Вполне возможно, что сейчас это был бы не областной совет, а Республиканский Совет ЛНР, как легитимно избранная власть. Но они нас бросили, а народ остался, поэтому мы пошли немного другим путем. Точнее мы пошли по другой дороге, так как путь у нас один – домой в Россию. Если бы наша тогдашняя власть была принципиальной, как в Крыму, то я думаю, что история Луганской Народной Республики была бы не такой трагической.
- Был период, когда областной совет параллельно работал с Народным Советом Луганской Народной Республики. Насколько сложно было перенять бразды правления?
- Давайте вспомним историю. Законотворческой деятельностью на территории Луганской области занималось немного более 10 человек. Это народные депутаты, которые были избраны Верховную Раду Украины. Как показала история, этих людей не было в нашем парламенте ни первого, ни второго, ни третьего созыва. Областной совет может быть и по сегодняшний день где-то в Северодонецке собирается и говорит о том, что они легитимны, но мы не стали его правопреемниками. Конечно, мы и по сей день учимся парламентаризму, но за небольшой период мы смогли построить то, что десятилетиями строилось на других территориях. Время не стоит на месте и уже сегодня можно говорить о том, что определенный опыт мы наработал, и работа депутатского корпуса третьего созыва этому пример. Это хорошая тенденция, которая, я надеюсь, будет продолжена и будущем.
- Какие первые документы, принял Народный Совет?
- Первый документ – это Основной временный закон (Конституция) Луганской Народной Республики, который был принят 18 мая 2014 года, по которой мы живем до сих пор.
- Много ли изменений вносилось в Конституцию Луганской Народной Республики?
- В принятии Конституции я не участвовал. Я стал депутатом немного позже, как раз в то время, когда Луганск находился в блокаде, но могу точно сказать, что с момента первой редакции в Конституцию было внесено большое количество изменений. За основу первого варианта были взяты Конституции Крыма и Конституции Российской Федерации. Это был определенный гибрид, который общими усилиями был разработан. Но время не стоит на месте и (…) в 2018 году Основной временный закон стал Конституцией Луганской Народной Республики. Конечно изменений было достаточно, но я не сказал бы, что они были кардинальными. Основа была заложена именно в 2014 году.
- Планируются ли еще какие-нибудь изменения в Конституцию?
- Я думаю, что будет еще ряд изменений в Конституцию, потому что мы уже запустили судебную ветвь власти и приняли ряд законов, которые влекут за собой изменения. Леонид Иванович Пасечник, еще в тот момент, когда он был исполняющим обязанности Главы Луганской Народной Республики, дал четкое указание полностью интегрировать наше законодательство с российским, поэтому Конституцию и все законы мы будем полностью отрабатывать данным созывом до полной интеграции с законодательством Российской Федерации.
- Можете перечислить самые важные документы, принятые Народным Советом?
- В 2014 году был принят крайне важный для граждан Республики Закон «О неотложных мерах социальной защиты граждан, проживающих на территории Луганской Народной Республики в условиях агрессии Вооруженных Сил и вооруженных формирований Украины». Были полностью сформированы исполнительные органы государственной власти, утверждены государственные символы Республики. К 1 мая 2015 года были приняты Трудовой Кодекс и Закон «О назначении и выплате пенсий на территории Луганской Народной Республики». Очень большим достижением за прошедшие пять лет я считаю Семейный кодекс Луганской Народной Республики, Уголовный и Уголовный процессуальный кодекс, Гражданский и Гражданский процессуальный кодекс – это кодексы, которые составляют костяк нашего законодательства. Уже сейчас мы можем с уверенностью сказать, что мы полностью независимы от законодательства Украины. Наши коллеги из Донецкой Народной Республики пока не могут этим похвастаться. Мы же смогли это сделать, благодаря чему мы смогли запустить нашу судебную систему. Также хотел бы отметить, что у нас принят Закон «Об образовании», Закон «О физической культуре и спорте», Закон «О военнослужащих». Процесс идет. Единственный пласт, который у нас еще не покрыт, но над которым мы активно работаем – это здравоохранение. Я думаю, что этот созыв закроет и данную проблему.
- Планируется ли принятие еще каких-нибудь законов по линии военнослужащих?
- Уже разработана целая линейка законов, но в связи с тем, что мы находимся в военном положении и участвуем в Минском процессе, пока не предоставляется возможным их принять. К тому времени, когда ситуация с Минским процессом прояснится, будет ли он выполняться украинской стороной или нет, мы должны быть полностью готовы.
- Сейчас идет обсуждение очень важного закона о местном самоуправлении. Есть ли какие-то промежуточные итоги?
- На данный момент мы сформировали законодательную и исполнительную ветви власти, но для полноценного функционирования нам необходимо опираться на местную власть, поэтому закон о местном самоуправлении нам крайне необходим, однако спешить в этом вопросе не стоит, так как это новый опыт работы в законодательном направлении. Уже проведены десятки встреч по территориям. В каждом городе и районе, в каждом слое населения проработана данная программа. Опять же, мы не можем спешить еще и потому, что у нас есть обязательства по Минскому процессу и на территории Республики действует военное положение, также есть территории, которые наши, но на данный момент не находятся под нашим контролем. Ряд вопросов связан в том числе и с этим. Это очень сложный процесс, но я уверен, что может быть даже и в ближайшее время мы дойдем до финишной точки и будем на Народном Совете рассматривать проект данного закона. Сроки пока мы для себя не ставим, наша основная задача – это качественная проработка данного закона в тех условиях, которые есть, но с учетом перспективы, потому что мы не собираемся никому отдавать свои территории. Однако, нужно учитывать, что они долгий период находятся не под нашим контролем.
- Насколько сложно будет переориентировать временно оккупированные Украиной территории Луганской Народной Республики на наше законодательство?
- Даже сегодня в депутатском корпусе присутствуют люди, которые являются выходцами с тех территорий. Если бы это было в 2014 году, когда с чистого листа формировался Народный Совет, то процесс был бы намного сложнее. Сейчас мы уже имеем опыт, в том числе мы воспитали определенную плеяду депутатского корпуса. У нас есть депутаты первого и второго созыва, вполне возможно, что нам пригодится их опыт в данном вопросе.
- Народный Совет Луганской Народной Республики представлен двумя общественными движениями. Почему у нас нет политических партий?
- Мы являемся стороной Минских договоренностей, где четко прописано, что у нас отсутствуют политические силы, но есть общественные организации и общественные движения. Два наших ведущих общественных движения появились еще в 2014 году. В дальнейшем, я думаю, что будут и другие общественные организации, которые в последующем могут стать политическими партиями. Как будет дальше, покажет только история.
- С кем на данный момент у Луганской Народной Республики установлены межпарламентские соглашения?
- На сегодня у нас действует межпарламентское соглашение с Донецкой Народной Республикой, с Республикой Южная Осетия и Республикой Крым. Уже можно говорить, о том, что, как в этом году, так и в следующем у нас планируется подписание ряда межпарламентских соглашениях. Переговоры сейчас идут с Абхазией, с Республикой Северная Осетия-Алания и рядом других парламентов субъектов Российской Федерации.
Постепенно информационная блокада, которая ведется в Европе начинает прорываться и нас начали посещать люди и из европейских стран. Но стоит отдать должное, западные спецслужбы и технологии умеют работать. Они вбивают в головы своих граждан информацию о том, что здесь живут террористы, поэтому многие просто боятся сюда приехать, однако те, кто все же на это решился, видят совершенно другую картинку. Они видят правду, потом с этой правдой они едут к себе и пытаются донести людям. На самом деле таких визитов очень много. Наша Республика представлена во многих странах. Понятно, что в основном это на неофициальном уровне, но вода камень точит, и рано или поздно нас услышат и увидят. Если вспомнить историю, то та же Южная Осетия или Абхазия также проходили непростой путь признания.
В декабре прошлого года в Республике Южная Осетия было подписано межгосударственное соглашение между Луганской Народной Республикой и Республикой Южная Осетия. Его подписали президент Республики Южная Осетия Анатолий Ильич Бибилов и Глава Луганской Народной Республики Леонид Иванович Пасечник. Уже в мае 2019 года в Луганске был подписан протокол о межгосударственном сотрудничестве. Данные договоренности предполагают открытие консульств на территории наших государств. Все впереди, это вопрос времени.
- Много ли представительств Луганской Народной Республики на территории Европы?
- Есть большое количество людей на Западе, которые не боятся говорить правду о нашей Республике. По сути это и есть наши представительства. Показательными стали наши майские праздники, когда в первомайском шествии шли делегации из многих иностранных государств. Конечно, в основном это общественники, но нам важен каждый человек, который расскажет о нас правду. Для нас и это уже победа!
- Насколько за эти пять лет у Народного Совета сложилось взаимодействие с исполнительной властью?
- Как показывает практика, когда мы в едином строю, то мы можем добиться больших результатов. За последний год мы сделали большой прорыв. Третий созыв продолжает дело, начатое вторым созывом. Все это благодаря тому, что к власти пришел лидер, который обозначил четкий вектор развития. Он четко обозначил критерии работы законодательной ветви власти. Статистика – это то, что не перекроешь. Те кодексы, о которых мы говорили ранее, были приняты благодаря тому, что мы все работали в едином порыве, а не перетягивали одеяло на себя. Наша задача сделать так, как выгодно Республике.
- Планируются ли отчеты министров о проделанной работе?
- На данный момент этот вопрос не урегулирован нашим законодательством. Однако, стоит отметить, что представители всех министерств работают в парламентских комитетах. Уровень представительства министерств на заседании комитета не ниже замминистра. На данном этапе, сложившаяся практика показывает свои результаты, и мы идем в едином порыве, это не первоочередной вопрос. Не нужно ломать, то, что дает результат.
- Как принималось решение о создании молодежного парламента?
- Молодежный парламент – это коллегиальный орган, созданный при Народном Совете. Подобная практика применяется и в Российской Федерации, и в Донецкой Народной Республике. Уникальность молодежного парламента Луганской Народной Республики заключается в процессе его формирования. У нас проводились открытые выборы, как в ВУЗах, так и на территориях. Данная процедура является уникальной. О результате говорить пока еще рано, они только недавно были сформированы. Пока еще для них это новая сфера деятельности. Можно даже проводить параллели с Народным Советом в 2014 году. Пройти такую школу парламентаризма – это дорогого стоит. Потом будет не стыдно вступать и во взрослую политику. Я сам являюсь выходцем из молодежной политики. Этот опыт бесценен.
- Каким Вы видите завтрашний день Народного Совета ЛНР?
- Мы на законодательном уровне должны быть готовы к разным вызовам. Путь у нас один – домой в Российскую Федерацию! Рано или поздно этот момент наступит, и мы должны быть к нему готовы. Работы у нас еще очень много, но я думаю, что все видят наши перспективы – сначала признание наших документов, затем упрощенная процедура вступления в гражданство Российской Федерации. Посмотрим, каким будет следующий шаг. Но нужно помнить, что мы должны не просто равняться на нашего старшего брата, а и сами не подводить.