Полет в пекло: из-за чего сгорел SSJ-100 в Шереметьево?
07-05-2019, 11:05 0
Авиалайнер Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), следовавший из Москвы в Мурманск, поднялся в воздух вечером 5 мая, но вскоре объятый пламенем самолет был вынужден вернуться в аэропорт Шереметьево.
По словам командира воздушного судна Дениса Евдокимова, причина пожара в том, что при экстренной посадке после удара молнии, борт развернуло, из-за этого повредились шасси. Они пробили топливные баки, и почти мгновенно самолёт загорелся. После чего борт потерял радиосвязь с землей и из-за отказа автоматики перешел в режим ручного управления.
Приземлиться самолету удалось только со второго раза, но посадка оказалась жесткой: на опубликованных в сети кадрах видно, как он несколько раз подпрыгивает на взлетной полосе, а после очередного касания с землей задевает ее хвостом. После этого происходит яркая вспышка, загораются двигатели, а вместе с ними и задняя часть фюзеляжа. На других видео запечатлено, как самолет движется по взлетно-посадочной полосе, объятый пламенем, оставляя за собой клубы густого черного дыма. По последним данным, трагедия унесла жизни не менее 41 человек. 37 удалось спастись. Жительница Мурманской области потеряла в пожаре на лайнере семью — 13-летнюю дочь и мужа.
По словам командира SSJ-100, скорость судна была обычной, самолет подходил к земле плавно, согласно всем процедурам. Впрочем, по другим данным, скорость была слишком высокой: якобы лайнер совершил серьезный перелет и коснулся земли на середине взлетно-посадочной полосы – на 1400 метров дальше, чем нужно. Ко всему прочему, посадочная масса SSJ-100 была превышена: самолет недавно взлетел, поэтому его баки были полны топлива. Лайнер попросту не успел его выработать.
Один из главных вопросов – от чего вспыхнул борт. По одной из версий, огонь мог возникнуть из-за попадания в левый бак посторонних предметов, предположительно – деталей шасси, которое не выдержало удара о полосу. Бак оказался разрушен полностью, из-за чего произошел разлив топлива и пожар. На правом баке лайнера также обнаружили повреждения.
Именно пожар привел к гибели десятков пассажиров. В правоохранительных органах уверены, что большинство погибших отравились продуктами горения. Кроме того, на их телах были обнаружены сильные термические ожоги. Точные причины смерти установит экспертиза.
Стюардесса Татьяна Касаткина, которая находилась на загоревшемся самолете Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Шереметьево, рассказала об эвакуации пассажиров.
По словам Касаткиной, люди начали вставать с кресел и пробираться к выходу, когда воздушное судно все еще двигалось с большой скоростью. Пассажиры звонили родным и кричали, что самолет горит и падает. Сразу после остановки самолета бортпроводница начала эвакуировать пассажиров.
«Все произошло очень быстро, ни секунды не было времени. Пассажиров выталкивала. Каждого за воротник вытаскивала, чтобы они не задерживались на эвакуации. Жадность некоторых особенно удивляет: были люди, которые задерживали других, пассажиры тормозили экстренную эвакуацию, забирая с собой ручные клады», – рассказала Касаткина.
Стюардесса подтвердила, что в самолет ударила молния, после чего возникли проблемы со связью. Слева по борту самолета произошел хлопок, затем все окутало черным дымом. По словам Касаткиной, внутри самолета пламени не было, однако иллюминаторы начали плавиться еще до остановки самолета.
Трагедия унесла жизнь коллеги стюардессы. Стюард Максим Моисеев получил смертельное отравление угарным газом спасая жизни пассажиров. По словам очевидцев, мужчина занимался эвакуацией пассажиров до того момента, пока не потерял сознание, надышавшись газом. Несмотря на госпитализацию, Максим скончался, так и не придя в сознание.
22-летний Максим Моисеев пожертвовал своей жизнью ради спасения других. Во время трагедии он находился на кухне эконом-класса, помогал людям до последнего и пытался открыть дверь самолета для пассажиров.
Максим мечтал о небе уже в подростковом возрасте. Учился в Московской областной школе-интернате в Монине – военизированном учебном заведении с первоначальной лётной подготовкой. Будучи школьником, Максим уже летал на самолётах и прыгал с парашютом.
Парень мечтал связать жизнь с небом, не важно, кем и как. И у него получилось, он стал бортпроводником в крупнейшей российской авиакомпании. Все его знакомые говорят о нем только хорошее. В меру серьезный, добрый, не конфликтный человек. Всегда был готов помочь когда надо. Он до самого конца не покинул самолет и спасал пассажиров во время трагедии. Да, к сожалению, Максим умер. Он пытался вытащить людей из задней части самолета, там, где и произошел пожар. Все остальные члены экипажа выжили.
В авиа комиссии при президенте причиной пожара суперджета в Шереметьево назвали коррупцию. Заслуженный летчик России Юрий Сытник считает, что модель самолета, сгоревшего в Шереметьево, негодна для полетов. Он также отметил, что другие модели пассажирских самолетов не сталкивались с таким числом проблем.
«Ежегодно более ста самолетов подвергаются ударам молнии, но, однако, все долетают до места назначения. Как правило, из-за молнии ничего не происходит: хорошие самолеты способны их выдержать. Единственное, при ударе молнии сгорает локатор (если он был включен) и первый комплект радиостанций. Второй комплект экипаж должен был выключить при грозе, чтобы не остаться без связи в случае поломки первого. Но в случае с SSJ-100 при ударе молнии вышла из строя программа обеспечения полета, автопилоты, система захода на посадку и радиосвязь. Фактически ребята остались ни с чем, вернее, с тем дешевым непотребством, которое называется Superjet», – отметил Юрий Сытник.
«Самолет обесточился. И пилоты, не приученные к ручному управлению, не видели ни скорости, ни положения самолета: они визуально зашли, но не смогли сесть – не хватило навыков. На мой взгляд, здесь присутствует ошибка, хотя все боятся об этом сказать. Она состоит в том, что пилот подошел на большой вертикальной скорости, не выровнял самолет над полосой и ударился. SSJ-100 начал «козлить» (авиационный термин, обозначающий отделение самолета от взлетно-посадочной полосы после касания шасси при посадке) и «козлил» до тех пор, пока у самолета не отвалились шасси, и он не загорелся. Вот все действия пилотов. До посадки на взлетно-посадочную полосу им можно ставить оценку «четыре», а за действия на самой полосе – кол», – добавил Сытник.
Многие эксперты отмечают, что у SSJ-100 есть целый ряд проблем: слабый фюзеляж, негодные шасси, ненадежная авионика, недостаточная надежность российско-французских двигателей. Эти самолеты не могут вылетать свои положенные шесть тысяч часов, у них постоянно что-то ломается, что-то сыпется. Самолет сырой, не доведенный, над ним нужно еще работать. До авиакатастрофы в Шереметьево с SSJ-100 уже случались инциденты, причем не только в России. Например, их сажали без шасси в Шотландии. Был случай, когда самолет наехал на насыпь в Якутске, и там тоже отлетело шасси. Много таких случаев. В компаниях, которые эксплуатируют SSJ-100, из десяти самолетов летают шесть, а четыре «донора» используются на запчасти. При этом надо отметить, что SSJ-100 состоит на 85 процентов из импортных комплектующих.
Следователи же говорят, что основной причиной, по которой могла произойти катастрофа, стала недостаточная квалификация пилотов и авиадиспетчеров. Другие версии – неблагоприятные погодные условия и неисправность самолета. Уже изъяты бортовые самописцы, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой и записи с камер видеонаблюдения. Также отобраны образцы топлива из баков самолета и заправочной станции.
Глава ЛНР Леонид Пасечник выразил соболезнования родным и близким погибших пассажиров в авиакатастрофе в московском аэропорту Шереметьево.
«Страшная катастрофа в аэропорту Шереметьево унесла десятки жизней. Выражаю соболезнования родным и близким погибших. Донбасс скорбит вместе с вами», – говорится в сообщении
Кто виноват, и что делать? Это ещё долго будут разбираться компетентные органы. Однако это не вернет домой 41 человека. Видео в сети, доказывающие, что люди начали давку за своими вещами, показывают, что, возможно, жертв можно было избежать. Помните, самое дорогое, что у вас есть – ваша жизнь, а не содержимое сумок.