Филармония в лицах. Александр ЩУРОВ: Монолог у дирижерского пульта

14-12-2017, 17:30   0

Филармония в лицах. Александр ЩУРОВ: Монолог у дирижерского пультаВ проекте Луганской академической филармонии «Филармония в лицах» можно познакомиться с солистами и коллективами учреждения культуры, узнать о творческой деятельности каждого, о том, каким был их путь в искусство и чем они живут сегодня. Но артисты не только творческие личности, но обычные люди, которые занимаются спортом, умеют вкусно готовить, любят путешествовать, шутить, в общем, наслаждаться жизнью...

Дирижеру академического симфонического оркестра Луганской академической филармонии Александру Щурову нет и тридцати лет. А когда в военном 2014-м он взял на себя управление оркестром, ему, концертмейстеру группы ударных инструментов, было только 26. Спустя три года музыкант получил медаль «За верность долгу». Первую награду в статусе дирижера. Сегодня он откровенно расскажет о себе и своем пути в искусство.

Влюбился в ксилофон
Музыкой я хотел заниматься с раннего детства. Мой старший брат учился в музыкальной школе по классу баяна. И я, как многие младшие братья, старался подражать старшему, поэтому в девять лет тоже пришел в музыкальную школу. Хотел заниматься по классу фортепиано, ведь дома у нас стоял рояль, на котором играла мама. Во время прослушивания в музыкальной школе преподаватели отметили мое чувство ритма и спросили, на каком инструменте я хотел бы научиться играть. Я тут же ответил: «На фортепиано!» В то время, как и сейчас, большой популярностью пользовались фортепиано, саксофон, а на такие инструменты как валторна, фагот, ксилофон часто был недобор. И вот мне предложили пойти в класс ксилофона. Если о таких инструментах, как валторна и фагот, я знал, то о ксилофоне на тот момент ничего не слышал. Мне стало любопытно, и я, посоветовавшись с мамой, согласился. С первого же занятия влюбился в этот инструмент. Когда перешел в 3 класс музыкальной школы, начал участвовать в различных музыкальных конкурсах и занимать призовые места, а уже в 5 классе я твердо знал, что буду заниматься музыкой. Потом родители подарили мне на день рождения ксилофон. Радости моей не было предела, ведь я мог заниматься и дома. Совершенствовать мои способности помогал ненавязчивый контроль родителей. После окончания музыкальной школы я поступил в колледж культуры и искусств Луганской государственной академии культуры и искусств имени Матусовского, а затем и в саму академию.

Владею всеми ударными в оркестре
Мое знакомство с ударными инструментами длится уже более 15 лет. Сейчас, в 21-м веке, ударные инструменты набирают все большую популярность. Я владею всеми инструментами, входящими в состав группы ударных симфонического оркестра. Это маримба, ксилофон, вибрафон, литавры, колокола, мелкая перкуссия, треугольник, ручные тарелки, большой барабан и, конечно же, ударная установка. На мой взгляд, самые виртуозные ударные инструменты – это маримба и ксилофон. Возможно, в будущем захочу освоить еще какие-либо ударные, например, этнические. Музыкант должен постоянно совершенствоваться, развиваться. Бетховен говорил: «Если я не играю один день, то на следующий день это замечаю я, если не играю два дня, то замечают мои друзья, а если три дня – то это уже замечает публика».

Пробы на композиторском поприще
Пробовал я себя и на композиторском поприще. Правда, список моих произведений не так уж и велик. Так, в 2015 году в рамках творческого центра ЛГАКИ имени Матусовского «Красная площадь, 7» состоялась программа «Парад ударных инструментов», во время которой были исполнены два моих ансамбля для трио перкуссионистов. В будущем я не исключаю возможности написания новых произведений, но композиторская деятельность меня не слишком привлекает. Мне больше нравится участвовать в работе над произведением в качестве дирижера.

Интерес к профессии дирижера
Дирижерской профессией я заинтересовался еще во время учебы в академии. Будучи студентом, уже работал в концертных программах симфонического оркестра филармонии, общался с дирижерами, которые приезжали к нам на гастроли, и много знал о профессии. Я даже брал партитуры, смотрел, разбирал материал. В вузе у нас был предмет «Дирижирование». Преподавал его Валерий Петрович Леонов, который раньше был дирижером нашего симфонического оркестра. Именно, благодаря ему, я и решил развиваться в этом направлении дальше.
Профессия дирижера сложна и интересна. Она синтезирует в себе, на мой взгляд, три важных элемента: интеллектуальный, физический и эмоциональный. Умение подчинить и соединить воедино эти элементы и является самой сложной задачей любого дирижера. К тому же, это большая ответственность, в первую очередь, перед композитором, зрителем, оркестром.

За дирижерским пультом
Впервые за пульт симфонического оркестра я встал в 2011 году во время репетиций одной из программ. Случилось так, что приглашенный дирижер мог приехать только на концерт, а наш дирижер уехал на гастроли, и провести репетиции было некому. Коллеги знали, что я учусь у Леонова, и попросили провести две репетиции. Программа была не слишком сложной, мне вручили партитуры. Ощущения, которые испытал, встав к пульту оркестра, я передать не могу. Очень волновался, боялся подвести, но оркестр тогда выступил отлично.
Спустя три года, в 2014 году, я вновь встал за пульт симфонического оркестра. Во время боевых действий из Луганска уехали некоторые музыканты и дирижер. Я долго не решался предложить свою кандидатуру в качестве дирижера, но все же обратился к художественному совету филармонии, предложив продирижировать одну из концертных программ оркестра. В меня поверили, и доверили мне место за дирижерским пультом. Программу, в которой я участвовал в качестве дирижера, мы представили в декабре 2014 года. Отзывы публики были положительными, и через какое-то время мы повторили тот концерт. Тогда-то я и понял, что буду дирижером. Знаний, полученных на факультативе по дирижированию, мне уже не хватало, и я поступил в Ростовскую консерваторию имени Рахманинова. Все экзамены сдал на «отлично». Занимался я в классе у профессора Александра Владимировича Гончарова. Это потрясающий человек, который очень многому меня научил.
Одним из самых значимых событий в моей творческой биографии могу назвать участие во Всероссийском мастер-курсе профессора Юрия Симонова, который проходил летом этого года. Я прошел по видеоотбору и попал в группу активных участников мастер-курса, которые получили возможность работать с симфоническим оркестром Московской филармонии.

Дисциплинированность – неотъемлемая черта моего характера
Мой отец – военный, а мама педагог, поэтому дисциплинированность – неотъемлемая черта моего характера. Сейчас я преподаю в академии культуры и искусств имени Матусовского и стараюсь приучить к дисциплине студентов. Многие из моих учеников теперь играют в нашем симфоническом оркестре.
По натуре я – максималист и довольно критично отношусь к себе. В работе стараюсь все доводить до совершенства и требую абсолютной отдачи от музыкантов. Но назвать себя авторитарным человеком не могу. Хотя со стороны, наверное, виднее. В нашем оркестре – 80 человек. Это 80 разных характеров. Бывает нелегко найти общий язык, но стараюсь никого не обидеть.

Музыкальные предпочтения
Среди музыкальных дирижерских предпочтений могу выделить произведения венских классиков, представителей романтизма – Мендельсона, Дворжака, произведения современных авторов. Мне вообще нравятся сочинения разных эпох. Очень люблю произведения Бетховена. И мечтаю продирижировать все 9 симфоний Бетховена. Пока вместе с нашим оркестром мы исполнили только 1-ю, 5-ю и 7-ю симфонии. В этом году у нас запланирована 3-я симфония.

Вне оркестра
Очень люблю путешествовать. И профессия музыканта в этом здорово помогает. Вместе с симфоническим оркестром филармонии мы объехали почти всю Европу, побывали в Австрии, Италии, Франции, Швейцарии, Скандинавии, Китае.
Я благодарен своей семье за поддержку и понимание. Жена у меня – настоящая умница. Для музыканта очень важно, чтобы дома были условия для работы. У меня они есть, за это я очень признателен супруге. Маленький сын сейчас начал заниматься в музыкальной школе. Пока это подготовительные развивающие занятия – шумовой оркестр, хор, знакомство с нотами. Хотелось бы, чтобы он пошел по моим стопам, но настаивать не буду. Всей семьей часто ходим в театр кукол, в цирк, на аттракционы. В общем, выбираем такие развлечения, чтобы было интересно ребенку.
Когда позволяет время, читаю, смотрю фильмы. Мне нравятся книги Станислава Лема, его «Солярис», «Кибериада», творчество Леонида Гайдая и Андрея Тарковского. Часто смотрю биографические фильмы о композиторах, музыкантах. Большое впечатление произвела картина Бернарда Роуза «Паганини» – о жизни великого скрипача.
Еще люблю спортивные игры. Например, футбол. Играю или в нападении, или в полузащите. Наша команда непрофессиональная. Просто собираемся с друзьями и идем играть в свое удовольствие.

И напоследок
Тем, кто никогда не слышал наш симфонический оркестр, советую не упускать возможности насладиться мастерством музыкантов. Ведь это восхитительно красиво, когда звуки струнных, духовых и ударных инструментов сливаются воедино и образовывают некое волшебство, свидетелем которого и становится зритель. Я желаю людям как можно чаще соприкасаться с этим волшебством, которое и дарит встреча с симфоническим оркестром.

XXI век